hgr: (Default)
[personal profile] hgr
недавно автоматически дал один совет -- просто потому, что сам так всегда делаю, -- а потом сообразил, что он неочевиден.

что нужно сделать, чтобы подправить сбивающиеся ориентиры на христианскую жизнь? само понимание этого никогда не может быть логическим пониманием, т.к. там главное -- эффект узнавания. он иррационален. это похоже на восприятие точной музыкальной ноты. поэтому вопрос в том, что тут может служить камертоном.

конечно, наиболее доступное средство -- правильные книжки. они могут быть очень доступными, вроде изречений египетских подвижников (Apophthegmata Patrum: они очень мало объясняют христианство, но очень много показывают; рекомендую ЖЖ-комьюнити Древний [livejournal.com profile] paterik во френдленту). но не все люди способны думать текстами, а кто и способен -- тем все равно текстов маловато.

оказывается, самый распространенный современный ответ -- съездить в монастырь. он неправильный.

-- даже если сам монастырь правильный.

то, что ты увидишь в монастыре, слишком сильно зависит от того, с чем и зачем ты туда ехал. если с правильным настроем, то получишь пользу даже от неправильного монастыря, -- и наоборот. но если ты едешь свериться с камертоном, то, в лучшем случае, ничего не получится, а в худшем -- получится что-нибудь... эдакое. монастырь для того и нужен, что это место искушений, а для такого места камертон для настройки на православие нужно держать в голове заранее -- иначе не разберешься. монастырь в качестве места гощения полезен для того, чтобы из тебя немножко выбили пыль -- как из ковра палкой на улице. но камертон христианства -- это совсем про другое.

мой способ, который я и посоветовал, -- ездить на места подвигов понятных лично тебе и лично тебя вдохновляющих отцов. причем, чем меньше там народу вокруг, тем лучше. и нельзя такие визиты путать с посещением святых мощей этих отцов, хотя иногда это можно совмещать. но это просто разные цели.

скажем, для меня это Северная Фиваида и, особенно, место подвигов Нила Сорского. но и столпы обоих Симеонов (один в Сирии, другой в Турции) -- туда же. особенно хороши именно такие места, которые сохранили хоть как-то "тот самый" вид и не превратились в троице-сергиеву лавру.

очень полезно постоять в таком месте и прикинуть -- не умом, а неким общим состоянием организма, -- чтО имел в виду этот святой, когда говорил такие-то свои поучения и, главное, просто, когда он жил на земле.

и потом, вернувшись к своим делам, надо стараться никогда мысленно не сходить с подобных мест -- и не отвлекаться от подобных собеседников :-)

Date: 2011-10-08 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] polidarte.livejournal.com
Именно
From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com
ага. поэтому рекомендую ездить на Кинерет.
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
наверное.
единственная проблема -- с израильским штампом в паспорте потом в Сирию не пустят ))
From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com
тут уж придется выбирать, да. но с другой стороны, что мешает истинному христианину, желающему идти путем святых отцов, сделать себе второй загран?..

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:37 am (UTC) - Expand

Date: 2011-10-09 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] vampirka-inga.livejournal.com
действительно, самый правильный совет :)

Date: 2011-10-09 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
кто любит шляться по святым местам -- тот поступает мудро!

если только это не тусовочные места (где тоже подчас надо бывать, но тогда уж с другими целями).

Date: 2011-10-09 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] elebor.livejournal.com
а если оказываешься очень далеко от таких мест? только книги?

Date: 2011-10-09 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
только книги. но надо подкопить денег и съездить.

Date: 2011-10-09 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
Это только для тех, у кого не ориентиры на х.ж. сбиваются, а просто там "уныние-искушение". Ну, или когда человек вообще мало еще знает о христианстве и (особенно) о подлинной истории его и его адептов. Чем больше знаешь, тем меньше на тебя что-либо действует. А если даже и действует, то все равно оно в современной жизни никак не реализуемо. Загони вот Вас напр. на столп, Вы там на третий день взвоете, потребуете интернета, рок-музыки и тлг, так что все эти разговоры про ориентиры - в пользу бедных.

Я когда была на месте подвигов Никандра Псковского, так очень даже впечатлилась и много думала (хотя он ни разу не мой любимый святой и я о нем до тех пор ничего не знала), или когда в Каппадокии лазила по этим пещерным монастырям, но это ни на что реально не влияет, потому что между нами и ими, что называется, пропасть велика утвердися, а кто пытается ее перейти, попадет, скорее, не в ЦН, а в дурку. А вот почему это так, никто не может объяснить, да и не пытается.

Date: 2011-10-09 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
приятно, когда дамы о тебе высокого мнения! (это к тому, что Вы думаете, будто я взвою на третий день, а не на первый).

я все же настаиваю, что речь идет об ориентирах, но Вы меня плохо поняли из-за Ваших личных проблем с физическими нагрузками. поэтому перевожу специально для Вас: это как Св. София -- думаю, что она и для Вас работает в качестве камертона (для меня тоже работает).

Date: 2011-10-09 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
да не при чем тут физ. нагрузки. я сейчас вообще себя фактически не нагружаю, и меня это, как говорят греки, ден перази, т.к. я просто не считаю, что это кому-либо нужно (мне или Богу) и полезно для дух. жизни.

я вообще обо всем. их ориентир был - отказаться от всего небожественного ради Бога и заниматься одной умной молитвой и чтением божественных книг. это от пустынников до епископов (и Ваш любимый Палама тут не исключение), а также и благочестивых мирян (и Вы это сами все в "Призвании" описывали, эти идеалы). все светское допускалось по минимуму и ТОЛЬКО в видах борьбы с еретиками итп. а рукоделие если и поощрялось, то такое, которое не занимает ум, т.к. он д.б. занят исключительно молитвой.
ничего другого Вы ни у одного св. отца не найдете. какой-н. Григорий Богослов, при всем своем образовании, все время ныл, что плевал на него (и даже что зря потратил время в Афинах) и хочет в пустыню. а стихи у него были такие, что я бы от их чтения точно в христианство не обратилась бы никогда. ну и при этом еще надо все время думать о тленности всего сущего, о смерти, об адских муках, взвешивать помыслы и слезно каяться (привет патерику, там такого дофига).
т.е. все они считали, что только таким вектором движения можно угодить Богу, а не то в ад.
а я, напр., совершенно сознательно выбрала жизнь очень мало общего имеющую с таковыми установками. ничего я не взвешиваю и о смерти не думаю, а думаю типа о тленной науке и тленной славе, и меня это совершенно не смущает. и даже более того, я в творчестве вижу путь уподобления Богу (а Вы, конечно, скажете, что это все розановщина и ай-яй-яй - ну, может, и так, но меня это опять же не перазит; почему, собственно, я обязана верить только в ту версию христианства, которую излагает патерик?). я вообще, когда читаю патерики, теперь чаще думаю о психопатологиях и "да неужели?" а напр., читаемый у нас на службах Петр Дамаскин у меня вызывает сплошной скепсис и мрачное веселье, с его установками (СПЛОШЬ на создание комплекса неполноценности, это мы уже проходили; ну и еще там забавно про "попечение лукавое" - мол, дал Бог людям всякие заботы, т.к. если б они не заботились о бытовухе, то непременно бы пустились во все тяжкие грехи - оч. высокое понятие о человеке, просто ваще).
так что какой уж тут камертон.

Св. София - камертон в смысле божественного Присутствия. Но она говорит только о том, что Бог есть. Она ничего не говорит ни о том, какой Он, ни тем более о том, как воплощать христианство в современном мире современному человеку. Вы любите про молитву и память Божию говорить, но это тоже самоуспокоение, в сущности. Понятно, что полчаса-час рассеянной (или пусть даже и внимательной) молитвы, при том, что все остальное время занято чем угодно, от науки и романов до музыки и кошки, никакого сравнения не выдерживает с христианским идеалом как он изложен у отцов. Но менять я при этом ничего не собираюсь - просто потому, что не верю больше, что меня это приблизит к Богу.
Тут уж приходится выбирать - либо субъективное ощущение Присутствия, либо то, что Вы называете "автопилотом" - типа следуй правилам, и они вывезут. Первое чревато прелестью, а второе - потерей личности. "Что тебе нужно - выбирай!", как сказал любимый певец.

А как на самом деле, никто не знает. В Предании есть (округленно) только одна версия насчет близости к Нему, и она либо не работает, либо работает как-то криво. И кто бы сказал, почему это так.

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 12:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 12:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com - Date: 2011-10-11 06:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 06:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com - Date: 2011-10-11 06:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2011-10-11 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com - Date: 2011-10-11 12:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2011-10-11 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com - Date: 2011-10-11 06:58 am (UTC) - Expand

Date: 2011-10-09 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Очень высокодуховное псто!
Я вот даже нифига не понял!
"Общее состояния организма", фигасе....

Date: 2011-10-09 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
для меня такими текстами являются в первую очередь псалмы, хотя апофтегмата я тоже очень люблю.
Edited Date: 2011-10-09 09:58 am (UTC)

Date: 2011-10-09 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, для меня тоже. меня мой первый настоятель (не знаю, жив ли) научил. в этом смысле Псалтирь -- понятней Евангелия, и намного.

Date: 2011-10-09 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
Евангелие вообще не шибко понятно, хотя я двадцать с лишним лет я к нему здорово привыкла. Но читать совсем не могу, только слушать. Читать ап. Павла хорошо, cela donne à penser.

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2011-10-09 11:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2011-10-09 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 10:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2011-10-09 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2011-10-09 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 12:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 05:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:35 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stephanicus.livejournal.com - Date: 2011-10-09 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] duhov-vek.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] duhov-vek.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-09 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 05:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-11 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-11 07:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 09:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-11 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 09:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-11 09:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-11 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 09:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 05:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-10 06:32 am (UTC) - Expand

Date: 2011-10-11 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
ну да уж, конечно. младенцев избить о камень или еще там всякие призывы истребить моих врагов (причем по буквальному смыслу текста - вполне реальных, а никаких не невидимых).

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2011-10-11 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-11 12:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-10-09 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] monday-child.livejournal.com
совет, кмк, актуален не только для христианства, но и для буддизма, например.

Date: 2011-10-09 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] duhov-vek.livejournal.com
Согласен. И не умом, а неким общим состоянием организма -- подумать. Для меня такими местами стали Шио-Мгвиме
и еще некоторые места в Грузии. Тимотисубани, скажем.

Date: 2011-10-09 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
очень понимаю.

(no subject)

From: [identity profile] duhov-vek.livejournal.com - Date: 2011-10-09 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 04:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-10-09 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
а что делать, если вдохновляет только состояние духа, а подвиги оставляют равнодушным?

Date: 2011-10-09 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
тут я как раз только про состояние духа имел в виду.

(no subject)

From: [identity profile] tugodum.livejournal.com - Date: 2011-10-09 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-10-09 05:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-10-09 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] gignomai.livejournal.com
Спасибо за совет. Методологично очень :)

Date: 2011-10-09 08:19 pm (UTC)

Date: 2011-10-10 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] d-olshansky.livejournal.com
Да, меня в этом вопросе очень сильно впечатлил Нило-Сорский монастырь, точнее, психушка в его стенах.

Date: 2011-10-10 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот и меня.

там только не психушка, а более крутое заведение -- психиатрический интернат для хроников.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 01:03 am
Powered by Dreamwidth Studios