hgr: (Default)
[personal profile] hgr
совершенно не успеваю записывать свои мысли насчет всякой психиатрии и около. поэтому одно и кратко, давно меня заботит вопрос:

что такое глупость (в соверменном понимании этого слова, когда ее отличают от всяких психических заболеваний)?

ведь не низкий IQ. -- люди с низким интеллектом и даже дауны могут быть по-своему мудры. если человеку доступно немногое, кроме каких-то заданных традиций, но он ими умело пользуется, то он очень даже не дурак.

и, как уже было сказано, не психическое заболевание: психическое заболевание может сколь угодно умного человека заставлять делать "глупые" поступки. просто эти поступки в доступной его больному мышлению логике (т.к. при болезни утрачивается возможность мыслить в некоторых модальностях) совершенно разумны. он живет в другом мире, в котором и всякий здоровый поступал бы так же.

но интиуитивно представляется, что глупость как таковая все-таки существует. но очень трудно подобрать для нее область обитания в структуре психики.

мне вот что пришло в голову: это "характер" в смысле Кернберга, т.е. устойчивые паттерны поведения (в т.ч., мышления), не являющиеся наследственными (и этим отличающиеся от инстинктов), но это и не структура Self, т.е. не баланс базовых стремлений (т.к. здесь всякие выкрутасы -- область психических заболеваний).

т.е. получается, что человек с очень хорошими интеллектуальными данными может вырасти дураком...

разумеется, глупостью надо называть не саму по себе привычку делать глупые поступки. такая привычка может быть вызвана вполне рационально, но ошибочно обоснованным дефицитом внимания к какой-то сфере деятельности.

для глупости должна быть характерна именно "генеральная" неадекватность поведения: т.е. внимание уделяется, но не тому и не так.

пока что мне кажется, даже вспоминая весь жизненный опыт, что по-настоящему глупые люди встречаются редко. поэтому дурак -- редкое и интересное явление, как это и считалось во всех традиционных культурах. теперь, когда мы отличаем от глупости психическое заболевание, редкость дураков резко повышается.
From: [identity profile] ohohon.livejournal.com
а такой расклад уже на шизофрению похож - неадекват воли при нормальном IQ.
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
дык, не обязательно именно на шизофрению, а на все вообще психические заболевания. интеллект при психических заболеваниях -- это именно то, что умирает последним (хотя все-таки умирает: если деменция).

но бывает, что серьезные диагнозы удается исключить. тогда как? -- вот об этом и вопрос.

Мои три копейки.-)

Date: 2008-05-08 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] genrih-faust.livejournal.com
Обычно мы полагаем глупым человека, который действует из эгоистических оснований, абсолютно не допуская множественности други, пусть даже тоже эгоистических, оснований в мире вокруг. Он глуп т.к. занят только своим видением. И совершает поступки без допуска на ошибку.

Re: Мои три копейки.-)

Date: 2008-05-08 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
наверное. слово "эгоистический" отдает морализмом, так что лучше без него.

допуск на ошибку исчезает при параноидном мышлении. важно заметить, что у дурака его нет: т.е. в принципе, он может подвергать свои мысли критике, но уже прочно привык этого не делать.

Date: 2008-05-08 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] y-d-dargye.livejournal.com
глупость - это просто злоба.
жадность и самоуверенность и скупость , также выглядят глупо, и таковыми по сути являются.

Доброта, сочувствие и щедрость - противоположны глупости.

В.В.

Date: 2008-05-08 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
большое спасибо. в пандан к предыдущему комментарию и тоже важно учесть.

Date: 2008-05-08 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] alexakarpov.livejournal.com
совершенно несогласен,
я лично встречал десятки добрых дураков. т.е. людей добрых по, скажем так, "душевной организации", в общепринятом смысле (это чтобы не вдаваться в глубокие философствования о природе добороты). И сочувствием тоже не обделенных. Так что ой нет, ой нет...

Date: 2008-05-08 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] ex-dionisiy.livejournal.com
Глупость характеризуется исключительным доверием своему собственному мнению

Date: 2008-05-08 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да. но это и при паранойе так.

Date: 2008-05-09 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Не доверять ему невозможно, так как "Х лучше знает, что мне надо, чем я сам" тоже является собственным мнением.

(no subject)

From: [identity profile] ex-dionisiy.livejournal.com - Date: 2008-05-09 09:04 am (UTC) - Expand

Date: 2008-05-08 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] orleanz.livejournal.com
а почему этой интереснейшей (без всякой иронии говорю) темой не занимаются психологи и психиатры?

или таки занимаются, учитывая http://en.wikipedia.org/wiki/General_intelligence_factor ?

Date: 2008-05-08 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ничего об этом не знаю и, вероятно, не смогу в ближайшее время разобраться.

естественно, меня бы интересовала теория глупости в рамках динамической психиатрии/психологии.

Date: 2008-05-08 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] k999.livejournal.com
По теме глупости очень хорошо написано у Эразма ("Ода Глупости"). По-моему, это даже где-то в сети есть.

Date: 2008-05-08 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
"похвала". Stultitiae Laus.

читал в детстве (по-русски).
не осталось впечатления, что там об этом...

(no subject)

From: [identity profile] k999.livejournal.com - Date: 2008-05-08 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 06:27 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2008-05-08 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не, тестирование реальности -- не надо сюда. это все-таки термин, предполагающий бред.
а так -- да, что-то в этом роде.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 09:53 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arrestant.livejournal.com - Date: 2008-05-08 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arrestant.livejournal.com - Date: 2008-05-08 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 06:51 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-10 08:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prilezhny.livejournal.com - Date: 2008-05-10 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-10 08:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prilezhny.livejournal.com - Date: 2008-05-10 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-10 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prilezhny.livejournal.com - Date: 2008-05-10 08:30 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-10 08:58 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-10 09:08 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-10 09:18 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-10 09:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] white-reggae.livejournal.com - Date: 2008-05-08 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-08 08:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misaile.livejournal.com - Date: 2008-05-09 01:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misaile.livejournal.com - Date: 2008-05-09 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-09 12:14 pm (UTC) - Expand

))

From: [identity profile] misaile.livejournal.com - Date: 2008-05-09 04:55 pm (UTC) - Expand

Re: ))

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2008-05-09 04:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-05-08 09:47 am (UTC)
From: (Anonymous)
мне кажется, что глупость - это способ манипуляции окружающими.

я регулярно веду себя неадекватно и попадаю в разные истории потому, что мне, собственно, вапще не хочется решать все проблемы самому и я кричу окружающим:

я беспомощен! приходите и спасайте (спорьте, ругайте - обращайте внимание)!

вариант демонстративного поведения.

когда человек ведет себя адекватно, гораздо меньше людей будут с ним разговаривать.
ибо не о чем.

а глупость хоть в жизни, хоть в науке, и ты всегда в центре внимания.

Date: 2008-05-08 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
у меня впечатление, что Ваш постинг не от глупости, а от какого-то психического расстройства истероидного плана.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2008-05-08 10:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2008-05-08 11:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:31 am (UTC) - Expand
From: [identity profile] izrezerva.livejournal.com
Лучше всего, мне кажется, удаётся ухватить ускользающую сущность глупости авторам, пишущим с изрядной долей юмора: вышеупомянутому Эразму Роттердамскому и Роберту Музилю (см. эссе "О глупости") Наверное, это не психиатрическая тема. Глупость не болезнь.
А ироническая модальность в размышлениях о глупости "вытягивает" тему, ибо думать о глупости(стях) не глупо ли? Ср.: "все сказанное не дает ни малейших оснований для постижения и выделения значительного, и вряд ли легко удастся достичь этого. Так мы
обретаем последнее и важнейшее средство против глупости - отречение."(Музиль)

Date: 2008-05-08 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com
Я отнюдь не психолог, но задумывался над этим. Так вот на основании нек-рого личного опыта я пришёл к выводу о том, что глупость - это всегда личный выбор (хотя часто обусловленный воспитанием, условиями жизни, бэкграундом и т.п.), а, если говорить на религиозном языке, - грех.
Я видел много людей, не наделённых большими способностями, которые путём сознательных усилий стали умными. И, увы, гораздо чаще был свидетелем противоположного процесса.
Ещё, по моим наблюдениям, глупость часто бывает связана с такими состояниями души, как конформизм (=страх) и идеология. По поводу последнего приведу такой пример. Один коллега мне рассказывал, что у него был приятель, русский патриот, очень умный и тонкий человек. И вот он у него спросил, любит ли он квас. И тот ответил: "Я должен его любить". Поверьте, это не анекдот.

Date: 2008-05-08 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
очень согласен. насчет, особенно, греха.
глупость -- несомненно, грех, причем, особо опасный для окружающих.

про квас не очень, но тоже согласен ))
мне стоило нескольких лет размышлений понять, что я не должен не только любить, но даже есть всякие пасху, куличи и крашеные яйца ))

(no subject)

From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com - Date: 2008-05-08 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-tzareff.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:31 am (UTC) - Expand

большое спасибо!

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:36 am (UTC) - Expand

Re: большое спасибо!

From: [identity profile] p-tzareff.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:58 am (UTC) - Expand

Re: большое спасибо!

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com - Date: 2008-05-08 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misaile.livejournal.com - Date: 2008-05-09 01:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prilezhny.livejournal.com - Date: 2008-05-11 01:39 am (UTC) - Expand

Date: 2008-05-08 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] angolman.livejournal.com
Не скажу, что бы когда-либо сильно углублялся в эту тему, но в сухом остатке после всевозможных посиделок и обсуждалок с друзьями-коллегами осталось примерно следующее: глупость, как феномен, врядли можно отнести к какой-либо отдельной интрапсихической подструктуре или к нарушению какой-либо отдельной психической функции. По аналогии: похожая ситуация с аддиктивностью - доказано, что аддиктивного типа личности не существует, но однако есть аддиктивный паттерн индивидуальных, личностных, характерологических, темпераментных и психофизиологических свойств, который при _определенных_ социально-средовых условиях выстреливает в зависимое поведение.

Думается, что с глупостью, как наблюдаемым феноменом, дело обстоит похожим образом.

С обывательской т.з. глупостью лично я чаще всего называю "ленность ума", если хотите. Нежелание (при потенциальной способности)напрягаться, прилагать усилия для "подумать дальше и в другую сторону" и соотнести с результатом свое поведение. А уж результат ли это волевого дефицита (вполне может быть, ситуационно обусловленного), проблемной самооценки, действием МПЗ, когнитивной ошибки, иррациональной установки или стереотипности мышления -мне, как обывателю, не очень интересно.

Date: 2008-05-08 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] p-tzareff.livejournal.com
"Нежелание при потенциальной способности" - это именно вот да!

(no subject)

From: [identity profile] angolman.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-tzareff.livejournal.com - Date: 2008-05-08 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angolman.livejournal.com - Date: 2008-05-08 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angolman.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angolman.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angolman.livejournal.com - Date: 2008-05-08 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angolman.livejournal.com - Date: 2008-05-08 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] white-reggae.livejournal.com - Date: 2008-05-08 08:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-05-08 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] 989tim.livejournal.com

навскидку, степень частоты и скорости осуществления и комбинирования всего спектра логических операций возможно и есть то, что мы умом называем. чем быстрее и чаще человек это делает тем умнее наверное и наоборот. можно предположить, что закладывается это свойство генетически.

Date: 2008-05-08 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] qinqin.livejournal.com
ну бывают люди, которые думают медленно, но глупыми их все равно не назовешь. все-таки дело не в скорости, а в качественной направленности мышления, хотя и скорость -- хороший бонус.

(no subject)

From: [identity profile] 989tim.livejournal.com - Date: 2008-05-09 05:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qinqin.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 989tim.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qinqin.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 989tim.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qinqin.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 989tim.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qinqin.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 989tim.livejournal.com - Date: 2008-05-09 08:54 am (UTC) - Expand

Date: 2008-05-08 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] qinqin.livejournal.com
ну вот, а я всегда говорила, что ум -- это в первую очередь умение выходить за рамки шаблонов, а со мной никогда никто не соглашался. загадочно. может, они все были дураки?

Date: 2008-05-08 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
))
может, просто не понимали.
а я согласен.

(no subject)

From: [identity profile] qinqin.livejournal.com - Date: 2008-05-08 03:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-05-08 03:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-05-08 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] yurvor.livejournal.com
Мне кажется, глупость - это скорее бестолковость. Т.е. человек действует как-то и не проверяет вариантов, что ли. Они ему в голову просто не приходят. При этом глупый человек обязательно не понимает, что он глуп - если ему об этом сказать, он просто не поймёт, в чём проблема - есть у него интенция, он ей следует, и всё. А как же иначе?

Как Вы говорите, "неадекватность" поведения - но не в том смысле, что поведение не подходит ситуации, оно может иногда, или даже часто, подходить. А в том смысле, что не уделяется внимание адекватности - собственной подстройке под ситуацию. Т.е. такое впечатление от глупого человека, что у него есть некоторые паттерны поведения (быть может, даже очень разнообразные), но действует он строго по этим паттернам, и ни полшажочка в сторону, и даже не понимает он, что это за "в сторону" такое.

Date: 2008-05-08 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
насчет паттернов -- да, точно. видимо, это главное.

Date: 2008-05-08 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] white-reggae.livejournal.com
Узнать, что такое глупость, лучше всего на собственном опыте, то есть немного повспоминать ))) Всех касается.

Я для себя давно уже поняла, когда я совершаю самые глупые поступки.

*самокритично*

Date: 2008-05-08 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] lantse.livejournal.com
редкость дураков резко повышается.
А мне лично очень давно кажется, что среди кандидатов наук в гуманитарных областях дураков (до клинических, хотя Вы и говорите, что это не клиническое состояние)) просто пруд пруди.

Re: *самокритично*

Date: 2008-05-09 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот-вот. наблюдением за одним из таких и навеян сей постинг.

Date: 2008-05-09 02:25 pm (UTC)

Date: 2008-05-10 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] p-tzareff.livejournal.com
кстати :) здесь еще такой неприятный языковой момент: "глупый человек" и "дурак" - вовсе не обязательно одно и то же.

Date: 2008-05-10 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
дурак -- это м.б. профессия, для глупого человека недоступная.
еще так больных называют.
ну, вопщем, да.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 12:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios