hgr: (Default)
[personal profile] hgr
совершенно не успеваю записывать свои мысли насчет всякой психиатрии и около. поэтому одно и кратко, давно меня заботит вопрос:

что такое глупость (в соверменном понимании этого слова, когда ее отличают от всяких психических заболеваний)?

ведь не низкий IQ. -- люди с низким интеллектом и даже дауны могут быть по-своему мудры. если человеку доступно немногое, кроме каких-то заданных традиций, но он ими умело пользуется, то он очень даже не дурак.

и, как уже было сказано, не психическое заболевание: психическое заболевание может сколь угодно умного человека заставлять делать "глупые" поступки. просто эти поступки в доступной его больному мышлению логике (т.к. при болезни утрачивается возможность мыслить в некоторых модальностях) совершенно разумны. он живет в другом мире, в котором и всякий здоровый поступал бы так же.

но интиуитивно представляется, что глупость как таковая все-таки существует. но очень трудно подобрать для нее область обитания в структуре психики.

мне вот что пришло в голову: это "характер" в смысле Кернберга, т.е. устойчивые паттерны поведения (в т.ч., мышления), не являющиеся наследственными (и этим отличающиеся от инстинктов), но это и не структура Self, т.е. не баланс базовых стремлений (т.к. здесь всякие выкрутасы -- область психических заболеваний).

т.е. получается, что человек с очень хорошими интеллектуальными данными может вырасти дураком...

разумеется, глупостью надо называть не саму по себе привычку делать глупые поступки. такая привычка может быть вызвана вполне рационально, но ошибочно обоснованным дефицитом внимания к какой-то сфере деятельности.

для глупости должна быть характерна именно "генеральная" неадекватность поведения: т.е. внимание уделяется, но не тому и не так.

пока что мне кажется, даже вспоминая весь жизненный опыт, что по-настоящему глупые люди встречаются редко. поэтому дурак -- редкое и интересное явление, как это и считалось во всех традиционных культурах. теперь, когда мы отличаем от глупости психическое заболевание, редкость дураков резко повышается.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>
From: [identity profile] ohohon.livejournal.com
а такой расклад уже на шизофрению похож - неадекват воли при нормальном IQ.
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
дык, не обязательно именно на шизофрению, а на все вообще психические заболевания. интеллект при психических заболеваниях -- это именно то, что умирает последним (хотя все-таки умирает: если деменция).

но бывает, что серьезные диагнозы удается исключить. тогда как? -- вот об этом и вопрос.

Мои три копейки.-)

Date: 2008-05-08 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] genrih-faust.livejournal.com
Обычно мы полагаем глупым человека, который действует из эгоистических оснований, абсолютно не допуская множественности други, пусть даже тоже эгоистических, оснований в мире вокруг. Он глуп т.к. занят только своим видением. И совершает поступки без допуска на ошибку.

Date: 2008-05-08 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] y-d-dargye.livejournal.com
глупость - это просто злоба.
жадность и самоуверенность и скупость , также выглядят глупо, и таковыми по сути являются.

Доброта, сочувствие и щедрость - противоположны глупости.

В.В.

Re: Мои три копейки.-)

Date: 2008-05-08 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
наверное. слово "эгоистический" отдает морализмом, так что лучше без него.

допуск на ошибку исчезает при параноидном мышлении. важно заметить, что у дурака его нет: т.е. в принципе, он может подвергать свои мысли критике, но уже прочно привык этого не делать.

Date: 2008-05-08 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
большое спасибо. в пандан к предыдущему комментарию и тоже важно учесть.

Date: 2008-05-08 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] ex-dionisiy.livejournal.com
Глупость характеризуется исключительным доверием своему собственному мнению
From: [identity profile] ohohon.livejournal.com
аха...
но я бы всё же рассматривала глупость как чрезмерную алгоритмизированность, шаблонность мышления (причём алгоритмы в основном внешнего происхождения), а не как расстройство воли.
однако при определённых оговорках здесь можно и знак равенства поставить.

с IQ тогда будет ли коррелировать? - опросники вроде айзенковского и рассчитаны на шаблонность, творческому человеку порой приходится думать не над тем, какой ответ правильный, а над тем, какой подразумевал автор, если ему нужен высокий результат.
рисовалки всякие на подростках и взрослых не работают - я имбецил, ага, по любви моей к схемкам и аллегориям. :)))

впрочем, могу ошибаться и залезть уже в какую-то патологию - психиатрию изучала давно и очень поверхностно - ещё и у препода дочь родилась во время нашего цикла, не до нас ему было явно. :)

Date: 2008-05-08 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да. но это и при паранойе так.
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
IQ и интеллект, как Вы тут справделиво заметили по поводу Айзенка, вещи разные. т.е. одно -- только оч. грубое приближение другого.

шаблонность мышления при глупости -- несомненная. мой пойнт был в том, что она обусловлена исключительно воспитанием, а не структурой Self, как это было бы при психических заболеваниях.

Date: 2008-05-08 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] orleanz.livejournal.com
а почему этой интереснейшей (без всякой иронии говорю) темой не занимаются психологи и психиатры?

или таки занимаются, учитывая http://en.wikipedia.org/wiki/General_intelligence_factor ?

Date: 2008-05-08 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] k999.livejournal.com
По теме глупости очень хорошо написано у Эразма ("Ода Глупости"). По-моему, это даже где-то в сети есть.

Date: 2008-05-08 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
"похвала". Stultitiae Laus.

читал в детстве (по-русски).
не осталось впечатления, что там об этом...

Date: 2008-05-08 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не, тестирование реальности -- не надо сюда. это все-таки термин, предполагающий бред.
а так -- да, что-то в этом роде.

Date: 2008-05-08 09:47 am (UTC)
From: (Anonymous)
мне кажется, что глупость - это способ манипуляции окружающими.

я регулярно веду себя неадекватно и попадаю в разные истории потому, что мне, собственно, вапще не хочется решать все проблемы самому и я кричу окружающим:

я беспомощен! приходите и спасайте (спорьте, ругайте - обращайте внимание)!

вариант демонстративного поведения.

когда человек ведет себя адекватно, гораздо меньше людей будут с ним разговаривать.
ибо не о чем.

а глупость хоть в жизни, хоть в науке, и ты всегда в центре внимания.

Date: 2008-05-08 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ничего об этом не знаю и, вероятно, не смогу в ближайшее время разобраться.

естественно, меня бы интересовала теория глупости в рамках динамической психиатрии/психологии.

Date: 2008-05-08 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
у меня впечатление, что Ваш постинг не от глупости, а от какого-то психического расстройства истероидного плана.

Date: 2008-05-08 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
интересно. думаешь, прям так?
надо понаблюдать тогда.
From: [identity profile] izrezerva.livejournal.com
Лучше всего, мне кажется, удаётся ухватить ускользающую сущность глупости авторам, пишущим с изрядной долей юмора: вышеупомянутому Эразму Роттердамскому и Роберту Музилю (см. эссе "О глупости") Наверное, это не психиатрическая тема. Глупость не болезнь.
А ироническая модальность в размышлениях о глупости "вытягивает" тему, ибо думать о глупости(стях) не глупо ли? Ср.: "все сказанное не дает ни малейших оснований для постижения и выделения значительного, и вряд ли легко удастся достичь этого. Так мы
обретаем последнее и важнейшее средство против глупости - отречение."(Музиль)

Date: 2008-05-08 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не уверен, что получится. вот про модальности мышления и болезни, вроде, дело пошло.

Date: 2008-05-08 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
думаю, комментарии к одной из моих последних записей в некоторой мере тоже повлияли на заинтересованность темой)

Date: 2008-05-08 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет. это совсем не про Холмогорова. я не считаю, что Х. глуп. даже наоборот, я считаю, что он умен.

Date: 2008-05-08 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
ну вот, тут какие-то Ваши личные с ним заморочки.
потому что он объективно глуп, и для многих людей до брезгливости глуп.

Date: 2008-05-08 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com
Я отнюдь не психолог, но задумывался над этим. Так вот на основании нек-рого личного опыта я пришёл к выводу о том, что глупость - это всегда личный выбор (хотя часто обусловленный воспитанием, условиями жизни, бэкграундом и т.п.), а, если говорить на религиозном языке, - грех.
Я видел много людей, не наделённых большими способностями, которые путём сознательных усилий стали умными. И, увы, гораздо чаще был свидетелем противоположного процесса.
Ещё, по моим наблюдениям, глупость часто бывает связана с такими состояниями души, как конформизм (=страх) и идеология. По поводу последнего приведу такой пример. Один коллега мне рассказывал, что у него был приятель, русский патриот, очень умный и тонкий человек. И вот он у него спросил, любит ли он квас. И тот ответил: "Я должен его любить". Поверьте, это не анекдот.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 07:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios