hgr: (Default)
[personal profile] hgr
тут человек написал про музыку (мне как профану очень интересно), но это и к науке подходит:

Великих оперных АРТИСТОВ (не путать с певцами) я, вообще-то, знаю только трех - Шаляпин, Карузо, Калас

и у всех троих голоса были весьма посредственные: у Шаляпина был легкий и неубедительный баритональный басок <... следуют другие примеры>...

У всех трех уникальны не ИНСТРУМЕНТЫ, а УМЕНИЕ пользоваться тем, что есть

что это значит?

умение с помощью голоса, текста, музыки и пластических средств - и, самое главное, интонации! - создать ОБРАЗ, волнующий зрителя, оставляющий в его душе след

если говорить об эстраде, то красноречивейший пример великого АРТИСТА - Марк Бернес

ни голоса, ни музыкального слуха... НИЧЕГО!

ТОЛЬКО ИНТОНАЦИЯ

и есть ВСЁ...


вот в науке -- тоже важно не образование и знания сами по себе, а способность "создать образ". (что в науке "образ" не создается, а просто разыскивается готовый, -- об этом пусть позитивисты рассказывают таким же, как они обезьянам).

мб., еще проще -- с кулинарией сравнить: продукты важны, но дороже всего креатив.

Date: 2008-10-29 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] bv.livejournal.com
В физхимии, например.

Date: 2008-10-29 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] yurvor.livejournal.com
Вероятно, [livejournal.com profile] hgr опечатался - следует читать "но дороже всего реактив."

:)))

Date: 2008-10-29 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в школьные годы я так и думал. моей несбывшейся мечтой была банка металлического кобальта. она стоила 16 руб.

Date: 2008-10-29 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] yurvor.livejournal.com
А я мечтал добыть металлического натрия. И шарахнуть. Не довелось :)

Date: 2008-10-29 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
хомия -- это вообще одна кулинария. тока интересней и вкуснее.

Date: 2008-10-29 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] yurvor.livejournal.com
Нет. "Создать образ" - это не наука, а искусство получается.

Всё-таки не надо всё валить во одну кучу.

__
Другое дело, что новые идеи гораздо лучше распространяются, когда из них можно "сотворить образ". Но это проблема не идей, а научного сообщества, которое, увы, состоит из людей с подобными недостатками. И качество этого "образа" влияет совсем не на результат распространения, а на время - как долго эти идеи будут завоёвывать себе место.

Date: 2008-10-29 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
расскажите это Куну и Лакатосу (Фейерабенду можете не рассказывать; с ним я бы тоже не стал говорить :-)

Date: 2008-10-29 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yurvor.livejournal.com
Они вообще не про это :)

Вопрос о том, как в науке появляются новые идеи - это вопрос не о науке, а об устройстве человеческого мозга.

Date: 2008-10-29 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] yurvor.livejournal.com
Нувотпрямблинвтему! Честное слово, само попалось -

http://elementy.ru/lib/430662

"Принятие теории индуцированного соответствия шло хотя и медленно, но верно. Настоящий же перелом наступил после того, как в 60-х годах методом рентгеновской кристаллографии в лабораториях Томаса Стейца (Йель) и Уильяма Липскомба (Гарвард) расшифровали фермент-субстратные комплексы гексокиназы и карбоксипептидазы. Их данные подтверждали правильность моей модели..."
(deleted comment)

Date: 2008-10-29 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
принцип наверняка верный, а частности -- не влияют на оценку научной программы ))
(deleted comment)

Date: 2008-10-29 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] golishev.livejournal.com
расскажите это дону Верджине - первому учителю Карузо

Карузо пришел к нему в 19 лет с уже готовым голосом

тот его прослушал и спросил:

- Ну и что вам от меня нужно?

- Научиться петь

- Зачем? У вас же вместо голоса "легкое дуновение ветерка в оконных ставнях" (в Неаполе есть одно насмешливое слово, имеющее ровно такое содержание)?

в итоге договорились: Карузо будет молча сидеть в углу, пока маэстро занимается с "нормальными учениками"...

"природные данные" Шаляпина также более чем скромны (еще раз повторяю: послушайте хотя бы Бориса Христова и сравните "качество голоса")

Шаляпин несколько лет пропел чуть ли не на ярмарках

голодный и босой

впервые его заметили, когда ему под занавес сезона доверили "портить" Русалку (партия Мельник), потому что "нормальный бас" заболел

никто его всерьез не принимал... взял публику он не голосом, а ПЕРВОПЛОЩЕНИЕМ

публика не верила, что перед ними молодой парень с подушкой, вместо пуза... некоторые дамы даже поверили, что он реально свихнулся на сцене...

а ваши "годы упорнейшего труда" звучат как-то омерзительно уныло...

думаю и Шаляпин, и Карузо плюнули бы и отвернулись, если бы эти слова услышали в свой адрес

не "труд" это не фига и не "работа"... это что-то ВРОДЕ "одержимости" и немного "магия"

Карузо, кстати, был потрясающе точным и остроумным карикатуристом (Шаляпин тоже рисовал)... Какое-то супер-пупер-издательство хотело выпустить альбом его рисунков.

вопрос:

- Сколько вы за это хотите?

- Я, вообще-то, получал удовольствие, когда рисовал. Вы мне что хотите еще за это и деньги заплатить???

P.S. напоминаю, я говорю О ВЕЛИКИХ

но все, что хоть чего-то стоит - "приближение к великим"

остальное - труха

при ЛЮБОМ голосе
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 09:57 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:16 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:32 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:37 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rodgar.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rodgar.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rodgar.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rodgar.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergij-german.livejournal.com - Date: 2008-11-02 04:18 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] sergij-german.livejournal.com - Date: 2008-11-02 10:20 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] sergij-german.livejournal.com - Date: 2008-11-03 04:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-10-29 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] rodgar.livejournal.com
он зато совершенно верно говорит о том, что делает исполнителя - артистом. и про марка бернеса - абсолютно верно.
(deleted comment)

Date: 2008-10-29 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] rodgar.livejournal.com
да, простите. я прочитал весь пост и ужаснулся, беру свои слова назад. это какое-то гонево, естественно. вы правы, в опере это не канает. вообще в классической музыке это не канает, хотя сейчас-то, может быть, и проканает. звукоизвлечение важнее шоу.

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:50 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] rodgar.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 10:48 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:03 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:43 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-30 12:09 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-30 12:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zdobinutom.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:30 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:41 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-29 11:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zdobinutom.livejournal.com - Date: 2008-10-30 04:31 am (UTC) - Expand

Date: 2008-10-29 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com
В том, что Вы пишете, есть принципиальная подмена тезиса. Наука (с чем согласились бы, думаю, и Кун - в его книге, кстати, про научные рев-ции немало дешёвой журналистики - с Лэкэтошем) - вещь конвенциональная, в отличие от искусства (точнее, нормальное искусство тоже конвенционально, но мы сейчас не об этом). Природа этой конвенциональности весьма сложна (прежде всего, проблема её корреляции с т.н. реальностью), но результаты получаются только, когда конвенции соблюдаются. Причём результатом явл. не "образ" (я могу привести целый список историков-создателей "образов", чрезвычайно популярных в своё время, но к-рые сейчас никому не нужны), а именно конкретные итоги конкретных исследований.
А обезьянами бывают обычно вовсе не позитивисты, а создатели "образов". О чём Вы можете прочитать в моей рецензии, опубликованной в Вашем журнале :)

Date: 2008-10-29 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
конвенциональность никто не отменял. это вроде канона в иконописании. поэтому выносится за скобки.

NB 5 экз. Скр. (1 пачка) для Вас -- в офисе Кредо. можно связаться с soldatov.

Date: 2008-10-30 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com
Спасибо!
А как с ним связаться? И где находится офис?

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2008-10-30 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com - Date: 2008-10-30 09:27 am (UTC) - Expand

Date: 2008-10-29 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] o-aronius.livejournal.com
Про Карузо мне судить сложно (не слышал его хороших записей), про Каллас тоже - не очень люблю сопрано. А вот что касается Шаляпина - судя по тем записям, которые мне попадались, у него был ОЧЕНЬ мощный бас.

Date: 2008-10-29 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] golishev.livejournal.com
с кем сравнивали "мощность"?

рекомендую Бориса Христова

Date: 2008-10-31 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] o-aronius.livejournal.com
Сравнивал. У Шаляпина, ИМХО, голос был мощнее. Особенно это заметно, если сравнить "Верую" Гречанинова в исполнении Шаляпина и Христова.

(no subject)

From: [identity profile] golishev.livejournal.com - Date: 2008-10-31 10:06 am (UTC) - Expand

Date: 2008-10-29 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
про Шаляпина известное.
думаю, не интонацию найти, а «голос услышать», свой. ну, соответственно, и воспроизвести.

Date: 2008-10-29 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] golishev.livejournal.com
мне кажется мы об одном и том же говорим

только разными словами

кстати, у Шаляпина в биографии есть идеальная иллюстрация вашей уточняющей реплики - поиск "своего голоса" при работе над арией "Чуют правду" из "Жизни за царя"

все басы начинали ее эффектным воплем (считалось, что он - очень выигышный)

Сусанин-Шаляпин чувствовал лажу, но не мог понять - в чем она

осенило его, когда он "по Станиславскому" пытался представить себя в предложенных обстоятельствах

"Ночь. Рядом поляки. Как Сусанин может закричать???"

и получилось фирменное шаляпинское утробное "Чуют правду" (откуда-то из глубины, из печени, из кишечника)... а в нем - целый букет самых разных чувств и эмоций...

Date: 2008-10-29 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
да, я примерно об этом. в науке.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 03:05 am
Powered by Dreamwidth Studios