hgr: (Default)
[personal profile] hgr
сабж -- это, наверное, главное, почему нужно читать ныне празднуемого святого (Дионисия Ареопагита).
очень душеполезно переписывать его страницами на греческом и вообще любыми способами добиваться запоминания Corpus Dionysiacum близко к тексту.
это то же самое, почему нужно в детстве учить стихи Пушкина (не побоюсь этого слова) и Лермонтова.
читать византийскую патристику без Ареопагита в голове -- это почти то же самое, что читать ее без Библии (которая тоже д.б. в памяти и как можно более полно -- и как можно ближе к греческому тексту Септуагинты; поэтому, в частности, русский перевод лучше не читать вообще, чтобы не засорять память, а читать только славянский).
такое запоминание, мне кажется, почти недостижимо, если читать Библию и Ареопагита только для ученых занятий. поэтому кабинетные ученые так часто лажаются, не узнавая цитат и аллюзий и из-за этого совершенно перевирая смысл патристического текста (самый смешной случай -- с мнимой "неграмотностью" Антония Великого, которая "произошла" только от неузнавания евангельской(!!!) цитаты целыми поколениями ученых).

Date: 2006-10-16 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] vladim.livejournal.com
Не знаю, правда ли Вы так думаете или провоцируете. Увы, я не люблю Corpus Dyinysiacum -- как текст без face value. Как же его учить без понимания? -- А кто из честных людей скажет, что понял СD?. "Попка-дурак" получится.

Date: 2006-10-16 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
для богословия face-value было уловлено сразу, еще у Иоанна Скифопольского и т.д.
сейчас исторически мы приходим к тому же самому -- если к Петру Ивиру. я об этом подробно писал вот здесь:
http://cf.hum.uva.nl/narratology/_pdf/lurie_substrat.pdf (лучше читать эту редакцию статьи, хотя там название "подгуляло". мой текст начинается только со слов "Время поэтов".)

Date: 2006-10-16 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
а что, вот тут какой-то плохой вариант?
http://st-elizabet.narod.ru/pr_pil/grr_dionisi.htm

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-10-16 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vladim.livejournal.com
Читал, не верю. Христология не монофизитская, а скорее антиохийская, впрочем не здесь и не сейчас.

(no subject)

From: [identity profile] tugodum.livejournal.com - Date: 2006-10-16 02:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladim.livejournal.com - Date: 2006-10-17 08:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tugodum.livejournal.com - Date: 2006-10-17 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladim.livejournal.com - Date: 2006-10-17 02:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:23 pm (UTC) - Expand

забыл сказать главное

Date: 2006-10-16 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, я правда так думаю.
лет 20+ назад мое многочасовое времяпровождение в библиотеке над Минем составляло переписывание именно Дионисия Ареопагита. тогда я его читал точно так же, как Библию: т.е. текст, который мы интерпретируем лишь в пределах того, что в нем увидели Максим Исповедник и Григорий Палама.
кстати, вот уж Библия -- она для патрологов точно текст без face-value, поэтому они и пропускают такие пласты (всю толщу) Традиции. конечно, для возвращение этих слоев в науку нужно долго ждать, но для богословия они никогда и не терялись.
а что касается науки -- то 3 том Скриниума, Голицин и Ко., -- это как раз о значении в патристике face-value Библии. потому он такой дико увлекательный )))

оффтоп

Date: 2006-10-16 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] cergiy.livejournal.com
простите о.Григорие, мне посоветовали обратиться к вам по поводу Иоанна Апамейского. Не встречали ли вы его труды итп

Re: оффтоп

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:23 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] cergiy.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:26 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:30 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] cergiy.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:33 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:40 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] cergiy.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:46 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:49 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] cergiy.livejournal.com - Date: 2006-10-16 10:53 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] grikes.livejournal.com - Date: 2006-10-16 11:07 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] cergiy.livejournal.com - Date: 2006-10-16 11:13 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] grikes.livejournal.com - Date: 2006-10-16 11:17 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] cergiy.livejournal.com - Date: 2006-10-16 11:37 am (UTC) - Expand

Re: оффтоп

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 12:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-10-16 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] potap.livejournal.com
Да, надо по-славянски как минимум.
Помнится, я однажды ехал в плацкартном вагоне из Москвы в Питер. Рядом ехал лощеный молодой человек в костюме и при галстуке, который только что вернулся из Америки, где учился на проповедника какой-то американской секты. Утром он развернул пропаганду среди бабушек. Православные бабушки не сдавались. Я проснулся, когда богословский спор шел уже на повышенных тонах, но ни одна сторона не могла победить. Я ввязался в разговор с верхней боковой полки и по какому-то поводу сказал: "Ищите и обрящете, толцытесь и отверзется". Оказалось, что этих слов юноша понять не смог и был окончательно повержен.

)))

Date: 2006-10-16 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
но "толцытесь" -- это уже Новые Смыслы ))))

Date: 2006-10-16 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] vostochnij.livejournal.com
Совершенно согласен с Вами по поводу Дионисия, лет этак семь назад я переписывал и запоминал его тексты, правда на русском, но вот теперь имею и в оригинале, да еще с комментариями преп. Максима и Иоанна Скифопольского, по немногу перевожу сам с греческого. Без Дионисия вообще много чего непонятно в патристике, да и вообще в христианской метафизике и онтологии.

Date: 2006-10-16 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
аминь

Date: 2006-10-16 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] olshananaeva.livejournal.com
А что за цитата и мнимая неграмотность?;-)

Date: 2006-10-16 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в Житии Антония, написаном Афанасием Алдр.:
γραμματα μη μαθων
это слова книжников о Христе -- как это Он все разумеет, не имея специального богословского образования (Ин.).
фокус в том, что слово γραμματα не переводится без контекста.

Date: 2006-10-16 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] olshananaeva.livejournal.com
И стало все еще непонятней...;-)

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2006-10-16 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olshananaeva.livejournal.com - Date: 2006-10-16 03:50 pm (UTC) - Expand

вот это:

From: [identity profile] olshananaeva.livejournal.com - Date: 2006-10-16 03:51 pm (UTC) - Expand

Re: вот это:

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:24 pm (UTC) - Expand

Re: вот это:

From: [identity profile] olshananaeva.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2006-10-17 09:03 am (UTC) - Expand

Что здесь скажешь?

Date: 2006-10-16 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] white-reggae.livejournal.com
Дионисий рулит. Я, правда, читала только "О небесной иерархии" и пару посланий к Гаю. Не нагреческом, правда :)

Про синодальный перевод: здсь трудность еще в том, что он делался с массортеского текста, а православное богословие основывается на Септуагинте. Дело не только в качесвте перевода. Там и так полно разночтений: бтула-альма - перфенос, дата начала потопа (17 или 27-е число?)...

Re: Что здесь скажешь?

Date: 2006-10-16 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
если бы синодальный перевод хотя бы МТ соответствовал, то и то бы от него польза была. а то просто -- смешали что попало и как попало.

разночтение в хронологии потопа -- это фундаментальные различия календарей...

Re: Что здесь скажешь?

Date: 2006-10-19 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] white-reggae.livejournal.com
Двадцать седьмое число и семнадцатое число - это следствие разницы в календаре?

Вообще там при описании событий используется сакральный и общегражданский календарь, но разница, кажется, не от этого происходит.

Re: Что здесь скажешь?

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-20 05:21 am (UTC) - Expand

Date: 2006-10-16 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] burbalka.livejournal.com
offtopic

нужна твоя книжка про византийскую философию.

Date: 2006-10-16 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
будет. напиши ваш почтовый адрес Кассии.
промедление из-за того, что мы никак не можем получить наши экземпляры. но это уже совсем скоро должно случиться.

Date: 2006-10-16 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] burbalka.livejournal.com
фраза "напиши ваш почтовый адрес" озадачила... наш это чей? наш с отцом? у меня тут есть ещё один [livejournal.com profile] rycyna, хочет купить.

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burbalka.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burbalka.livejournal.com - Date: 2006-10-16 06:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 07:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-10-16 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] burbalka.livejournal.com
оффтопик к оффтопику.

знаешь, какой самый надёжный способ излечить человека от экуменизма? дать ему как можно чаще ездить на всякие экуменические мероприятия :-)

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burbalka.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burbalka.livejournal.com - Date: 2006-10-16 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wotanhotter.livejournal.com - Date: 2006-10-17 09:40 am (UTC) - Expand

Date: 2006-10-16 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
для меня - один из самых трудных текстов. Трудно читать его не через (Плотина, Прокла, последующих интерпретаторов).

Date: 2006-10-16 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
хотел сказать, что я читал "не через", но спохватился, что читал, конечно, через Паламу, а потом и Максима. но довольно быстро он стал для меня первичным (по моим ощущениям).

правда, я не прочитал целиком ни одного сочинения Платона (кроме отрывков). это специально. сначала физиологическое отталкивание не мог преодолеть, а потом решил, что так оно и лучше. все полезное, что могло быть у Платона, содержится у святых отцов (перефразируя Амра ибн-аль-Асса относит. Александрийской б-ки).
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
вот потому-то Вы не философ, а богослов ;)

для философа ошибочное - оно столь же полезное, сколь и верное.

Date: 2006-10-17 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
Вот зря Вы так не любите Платона. Он хорош :) Недаром есть даже византийская молитва о его спасении :)) Мне вообще "Пир" нравится больше, чем "Пир 10 дев", сказать честно. Неприятные моменты легко переводятся на символизм. Да и сам Платон, думаю, вряд ли мог буквально воспринимать свое изобретение первоначальных людей из двух половин и пр.; он это все выдумал, только чтобы передать символический смысл :)
А вот речи дев у Мефодия мне как-то внушили, если не отвращение, то раздражение: очень уж там все высокомерно, просто хочется всем по башке надавать, невзирая на правильность или неправильность сказанного. Если Мефодий это написал, чтобы переплюнуть Платона, то ему явно не удалось.

(no subject)

From: [identity profile] tugodum.livejournal.com - Date: 2006-10-17 12:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-10-17 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
Я читала не через что бы то ни было. Даже не как о.Гр., потому что символические толкования Максима у меня до сих пор почти не читаны (и недолюбливаю я их, сказать честно), да и Палама тоже особо не читан (кроме гомилий). Ареопагит прекрасен. Теперь читаю Платона и вижу - не параллели, а переклички; параллелями это нельзя назвать, это разве что те же слова, но совсем другие смыслы. Платоники Ареопагита не приняли бы, думаю.

(no subject)

From: [identity profile] tugodum.livejournal.com - Date: 2006-10-17 01:05 pm (UTC) - Expand
Page generated Jan. 1st, 2026 10:24 am
Powered by Dreamwidth Studios