hgr: (Default)
[personal profile] hgr
давно собираюсь написать -- про психотерапию и религию. как известно, они идут рука об руку. любая религия решает какие-то проблемы психотерапии, и бывает много людей, которые становятся усердными прихожанами исключительно ради этого. религиозная психотерапия эффективна для очень большого спектра случаев и общедоступна.

а дальше (обычно через год-полтора) бывает так: психотерапия приходит к успешному завершению, т.к. клиент (тут неудобно его называть "прихожанином", а психотерапевты называют своих подопечных "клиентами") социализировался и начал нормально функционировать. после этого он просто перестает ходить в храм и вообще расцерковляется. это происходит именно легко и естественно, т.к. он остается преисполненным благодарности за успешную терапию. идеологически он даже, скорее всего, продолжает считать себя прихожанином. и он знает, что, "в случае чего", он опять сможет обратиться за терапией.

вот тут и возникают "смешанные чувства": в таких случаях поп должен печалиться о потере прихожанина, а психотерапевт -- радоваться об излечении клиента. печалиться тут вообще неправильно, т.к., фактически, теряется только лишь видимость прихожанина, а прихожанина там все равно, по сути, и не было. во всяком случае, было бы неправильно, как интуитивно делают многие попы, давать клиенту некоторое облегчение, но при этом превращать его в хронического больного, с пожизненной зависимостью от терапии, а то и от терапевта. пусть лучше выздоравливают!

Date: 2006-07-06 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dedushka.livejournal.com
интуитивно делают многие попы, давать клиенту некоторое облегчение, но при этом превращать его в хронического больного, с пожизненной зависимостью от терапии, а то и от терапевта. пусть лучше выздоравливают!
Интуитивно ли. Я видел, как откровенно чморят лохов.

Date: 2006-07-06 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
обычно они для себя называют это воспитанием смирения и т.п., но бывает и откровенно, да.

(no subject)

From: [identity profile] dedushka.livejournal.com - Date: 2006-07-06 10:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-06 11:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dedushka.livejournal.com - Date: 2006-07-06 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-06 11:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arlasar.livejournal.com - Date: 2006-07-08 05:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-oleg-koro276.livejournal.com - Date: 2006-07-08 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arlasar.livejournal.com - Date: 2006-07-10 07:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arlasar.livejournal.com - Date: 2006-07-10 07:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-oleg-koro276.livejournal.com - Date: 2006-07-10 08:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arlasar.livejournal.com - Date: 2006-07-10 09:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-oleg-koro276.livejournal.com - Date: 2006-07-10 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arlasar.livejournal.com - Date: 2006-07-12 09:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-oleg-koro276.livejournal.com - Date: 2006-07-06 11:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arlasar.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-oleg-koro276.livejournal.com - Date: 2006-07-07 10:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-06 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] nectarius.livejournal.com
А я вот, не чувствуя в себе призвания психотерапевта, эгоистично радуюсь, когда какой-нибудь пациент (все же, по-моему, не клиент!) проходит мимо и не примыкает к приходу или же после немногих посещений отходит.

Date: 2006-07-06 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это Вы про сильно нарушенных, наверное, которых без таблеток лечить немыслимо. я в таких случаях пытаюсь обеспечить госпитализацию и параллельное наблюдение у психиатра. помогает. потом стараюсь следить за исполнением ими врачебных рекомендаций.

(no subject)

From: [identity profile] nectarius.livejournal.com - Date: 2006-07-06 11:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-07 02:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2006-07-07 05:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nectarius.livejournal.com - Date: 2006-07-07 02:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2006-07-07 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2006-07-07 08:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-07 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nectarius.livejournal.com - Date: 2006-07-07 02:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-06 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-a-polukhin.livejournal.com
смешанные чувства
давно собираюсь написать
Благодатная тема.
Вышеизложенное справедливо и рассудительно.

Офф-топ

Date: 2006-07-06 11:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-moonness369.livejournal.com
Можно попроситься к Вам в жж-друзья?

Date: 2006-07-07 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] avgusta77.livejournal.com
Но ведь есть и другой тип клиентов-прихожан,которые уже просто зависи
мые от хождения в церковь,они не выздаравливают,но они не верующие
в глубоком смысле слова,но в церковь регулярно ходят.Кто они?

Date: 2006-07-07 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
те же самые, но хронические. почему они не выздоравливают -- это всегда особый вопрос. часто потому, что священники их не ориентируют на здоровье.

может быть,

Date: 2006-07-07 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] cor.livejournal.com
в подобном исцелении есть некая знаковость для всего прихода. христос исцелил, но не навязал себя в конечном счете. урок гостеприимства, жертвенности, великодушия и т.д. для всех свидетелей. урок свободы.

Re: может быть,

Date: 2006-07-07 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
прихожане обычно не видят такой проблематики, т.к. эти клиенты ничем внешне не выделяются. но они видят нечто подобное относительно сильно нарушенных больных (с кататонией, деменцией и т.п.).

Re: может быть,

From: [identity profile] cor.livejournal.com - Date: 2006-07-07 02:38 am (UTC) - Expand

Re: может быть,

From: [identity profile] svamitot.livejournal.com - Date: 2006-07-07 04:45 pm (UTC) - Expand

Re: может быть,

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-07 04:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-07 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] causa-siu.livejournal.com
религиозная психотерапия эффективна для очень большого спектра случаев и общедоступна.
===
было бы интересно почитать об этом, возможно. и о стратегиях (не знаю, применимо ли это слово в данном случае - на мой взгляд, как метаанализ - применимо) если решите всё же развернуть тему.

Date: 2006-07-07 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
мне кажется, надо будет -- когда-нить -- мне самому написать.

Date: 2006-07-07 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] zosima-vs.livejournal.com
> Точно.

Date: 2006-07-07 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
меня посещают сходные мысли. Кажется, все люди, приходящие в церковь в какой-то момент своей жизни, приходят туда по ошибке, т.е. ищут в ней совсем не то, вернее, не Того, зачем собственно Церковь существует. Вопрос успеха исцеления от душевных проблем (часто, как верно заметил о. Н. именно возникших на половой почве) и сохранения "церковности" зависит, как мне видится, от двух вещей. Первая, удастся ли "перевести стрелки" с "проблем" на Христа. Вторая, как сохранить веру такого человека среди "церковности", которая в основном представляет собой сообщество людей которым именно никак и не удается это переведение стрелок на Христа, т.е. хронических религиозных невротиков. На нашу беду, маловато в церковной среде людей твердо верующих и при этом без тяги к тягуче-липкой "духовности", смакованию своей не столько грешности, сколько порочности под религиозным соусом, без настоящего желания исцелится и начать жить во Христе, а не болеть в Нем...

Date: 2006-07-07 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
ой, это все не под замком? нельзя ли закрыть?

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-07 08:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:51 am (UTC) - Expand

Date: 2006-07-07 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
половая почва как правило не причина, а следствие, как тут верно ответили. стрелки нужно не переводить, а срочно лечить, если серьезные душевные проблемы.а если человек пришел с легкими нарушениями, как в кабинет к психотерапевту, то у него будет на священника перенос и сублимация до тех пор, пока он не исцелится, в точности, как бывает с пациентом психотерапевта, работают те же механизмы, потому что исцеляется он все же не в церкви, как тут предполагает о.Григорий, а именно благодаря психотерапевтической с ним работе священника. как тут выше писали в комментах, личности некоторых священников, пришедших в церковь тоже для удовлетворения некоторых амбиций, могут наоборот разрушающе повлиять на личность новообращенного. а дальше, если происходила именно психотерапия, пациент чувствует необходимость удаления при излечении.
еще иногда действует групповая психотерапия от общины, если она сформирована, как часто бывает за рубежом, в виде клуюа по интересам. тогда это взаимная терапия членов группы может дольше длиться с менее заметными результататми.

"как сохранить веру такого человека среди "церковности", которая в основном представляет собой сообщество людей которым именно никак и не удается это переведение стрелок на Христа"

по моим наблюдениям, веру у неофитолв священник может поддержать и сохранить только собственным примером, собственной верой -- если Вы ставите перед собой такую задачу. но не надо сокрушаться, если этого не удается с каждым новообращенным, надо избавиться от ощущения, что мы можем все контролировать и положиться на волю Божию.

(no subject)

From: [identity profile] areksi.livejournal.com - Date: 2006-07-07 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2006-07-07 07:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] areksi.livejournal.com - Date: 2006-07-07 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2006-07-07 07:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orleanz.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2006-07-07 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/dev_ice_/ - Date: 2006-07-07 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vatslav.livejournal.com - Date: 2006-07-08 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dodododo.livejournal.com - Date: 2006-07-08 03:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-07 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] alla-maria.livejournal.com
Церковь может переключить центральное внимание человека с себя самого на Бога, в этом случае она его и от болезней излечит, и сделает настоящим прихожанином. Когда человек поймет, что в сущности все его самокопания это мелочи по сравнению... Исцеление тогда будет побочным эффектом.

Если переключения внимания не произошло, и человек все равно занят в первую очередь, собой, то получается то, о чем вы говорите.

Может быть, переключение произойдет при следующем "возвращении". Вообще, неисповедимо, какими путями люди к Богу приходят...

Date: 2006-07-07 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
это верно.

Date: 2006-07-07 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
и я согласен.

(no subject)

From: [identity profile] alla-maria.livejournal.com - Date: 2006-07-07 04:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-07-07 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/dev_ice_/
Пожалуйста, не прячьте пост.

Date: 2006-07-07 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] simbelmyne-323.livejournal.com
>>как интуитивно делают многие попы, давать клиенту некоторое облегчение, но при этом превращать его в хронического больного, с пожизненной зависимостью от терапии<<

скорее просто приучают к необходимой душевной гиигене.

Date: 2006-07-08 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спутали "есть" и "должно быть".

Date: 2006-07-07 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ssuvorov.livejournal.com
Этот текст неплохо бы выбить на какой-нибудь скрижали и поместить над входом во все семинарии. Ведь клиентов, бывает, заносит и туда...

Date: 2006-07-08 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] n-a-d.livejournal.com
Я не совсем согласна, что человек, страдающий психическим расстройством и прибегающий к помощи церкви не становится прихожанином. В чем заключается страдание при большинстве расстройств? Чувство пустоты, собственной никчемности и отчуждения от других, отсутствие полноценной коммуникации (вроде говоришь с людьми, но все это по коже стекает, не достигая души больного). Чувство конечности и полной бесмысленности жизни. Я думаю, что именно в этих случаях "церковная психотерапия" помогает. Священнику удается убедить человека в присутствии Бога в мире, в том, что человек не один, а следовательно в наличии смысла. Уверовав в это, человек оживает. Может быть он и перестает ходить в храм, но живет он уже с ощущением Бога в душе, иначе бы его болезнь вернулась. Я думаю, что церковь излечивает таких людей от безверия, и даже если вы их перестаете видеть на службах, они все равно уже другие люди, их душа наполненна верой.

Date: 2006-07-08 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
+++их душа наполненна верой.+++
вера у них есть, но "наполнена" их душа совершенно другим.
"ощущение Бога в душе" -- это вовсе не признак реального присутствия Его там.
и болезнь может не возвращаться без всякого религиозного обращения: есть полно людей совершенно безрелигиозных, но здоровых.

(no subject)

From: [identity profile] n-a-d.livejournal.com - Date: 2006-07-10 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2006-07-10 10:06 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2006-07-09 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
наоборот.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 03:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios