один известный -- Винникот. другой -- автор предисловия к нему, но не только к нему Мария Тимофеева.
Мария Тимофеева когда-то совершенно купила меня эпиграфом к рус.пер. Кернберга "Тяжелые личностные расстройства"):
"--У вас случайно нет такого знакомого с красным лицом, тремя глазами и ожерельем из черепов? -- спросил он.
--Может быть, и есть, -- сказал я вежливо, -- но не могу понять, о ком именно вы говорите. Знаете, очень общие черты. Кто угодно может оказаться".
(в.пелевин)
сначала этот эпиграф мне просто показался остроумным, но это потому, что я плохо понимал предмет книги. с каждым месяцем, погружаясь в проблему глубже и глубже и всё полнее анализируя "клинический" опыт последних лет, я начинаю понимать,
насколько она, автор предисловия, была права. пограничное расстройство -- оно именно такое: "кто угодно может оказаться", и именно таким, как описано. это
принципиально не похоже на невроз, но, в отличие от настоящего психотика -- "кто угодно может оказаться" (а вот настоящие психозы относительно редки; кажется, соотношение, по грубым подсчетом -- в 5 или 7 раз в пользу пограничных расстройств).
но в другом предисловии, к
одной из книжек Винникотта, она точно выделила точную формулировку самого Винникотта об отличии современного психоанализа от "классического". а я добавлю, что именно такое отличие позволяет ему вторгаться в область пограничных расстройств:
( а под катом вопрос )