hgr: (Default)
[personal profile] hgr
экспириенс: вчера на службе в одной из наших общин впервые в жизни "собственноручно" читал Евангелие по старообрядческой книге, где текст отличается в разных мелочах (на слух самая характерная -- ударения на проклитических предлогах, типа не "во вЕки", а "вОвеки").

в этой общине практикуются оба обряда, иногда смешиваясь (воскресная служба оказалась, по техническим условиям, с часословом и псалтирью никониянской редакции, но с цветной триодью, апостолом и евангелием старообрядческими; поэтому даже тропари звучали для меня не совсем привычно).

Date: 2011-05-23 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
ИПЦ вообще занимают ту же экологическую нишу, что раньше занимали старообрядцы, так что вОвеки веком...

Date: 2011-05-23 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в Греции -- да, в России -- лишь в малой степени. постараемся, чтобы и дальше не.

в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] roman-i-darija.livejournal.com
именно этого мы и боимся...

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
я не понимаю, что вас там еще держит. ведь товар оказался не соответствующим рекламе?

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] roman-i-darija.livejournal.com
мы еще не потребовали с м.Кирика отчета в его уповании...

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
несоответствие как таковое -- не причина уходить.

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
ну там все же принципиальные вопросы

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
технические вопросы -- они не столь уж принципиальные.
правда, сменить юрисдикцию -- это тоже вопрос не принципиальный, а технический же.

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
там не только технические.
все же и вера епископа оказалась, скажем так, странноватой.

да и если с общиной не сошелся -- в ИПЦ весьма принципиально. принципиальней, чем выбор юрисдикции)

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вера епископа оказалась совершенно нормальной, но не для епископа, конечно.

но это всего лишь претензии к менеджменту.

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
именно что не для епископа.

заодно надеюсь, что остальные общины и юрисдикции сделают выводы из прецедента: что приходит новое поколение, которое будет требовать, чтобы действия соответствовали декларациям.

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да. последний абзац -- это "скрытая пружина" того объединения осколков, которое мне и кажется реалистичным.

Re: в Греции -- да

Date: 2011-05-23 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
что характерно, менее всего там старообрядствуют -- киприаниты.

Date: 2011-05-23 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] wandalarius.livejournal.com
Интересный пример биритуализма... Мне в последнее время кажется, что для многих общин ИПЦ сие довольно симптоматично. Другой вопрос - почему? И почему почти нет полностью старообрядных приходов (если использовать терминологию официоза МП) ИПЦ?

Date: 2011-05-23 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
такие приходы никому не возбраняются, но реально община в каком-либо месте не может разделиться на две части -- мало людей.

Date: 2011-05-23 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] churhchierarchy.livejournal.com
В РПЦЗ(В) есть приход о.Сергия Мацнева, вроде бы полностью старообрядный (в МП он был единоверческим священником), + у него же несколько верующих в Москве (но кажется, там он не служит, уже освященными дарами причащает).

Date: 2011-05-23 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] wandalarius.livejournal.com
да, некоторых прихожан о. Сергия даже знаю лично:-)))

Date: 2011-05-23 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] mochalkina.livejournal.com
а как нормы русского языка менялись в этом месте? У Грибоедова - "в любви не будет в этой прока // ни вО веки веков", но других примеров и не вспомню.

Date: 2011-05-23 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
тут речь только о ЦСЯ, не о русском. наши нынешние нормы (никониянские) -- украинского происхождения 17 века.

Date: 2011-05-23 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] mochalkina.livejournal.com
оно понятно, что ЦС - просто я думала, что про русский тоже известно.

Date: 2011-05-23 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
известно, наверное, но не мне, увы.

Date: 2011-05-23 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] sergius-v-k.livejournal.com
Если не трудно, поясните, почему украинского?

Date: 2011-05-23 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
киевская орфография сильно повлияла на московский печатный двор.

Date: 2011-05-23 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] khebeb.livejournal.com
у Б.А.Успенского была про это ранняя (ротапринтная) книжка
что-то с "литургическое произношение" в названии

Date: 2011-05-23 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
она переиздана в его собр. соч.
там фонология ЦСЯ у беспоповцев.

Date: 2011-05-23 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sergius-v-k.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2011-05-23 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
***типа не "во вЕки", а "вОвеки"***
Мне это не нравится.

Date: 2011-05-23 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
мне тоже.
но это не мое дело.

Date: 2011-05-23 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] p-alexey.livejournal.com
А мы вчера читали 3 и 6 часы по старопечатному Часовнику. Но важно помнить, что фишка не только в текстах. Их еще и читать нужно правильно - на погласицу, а не по-никониянски "на две ноты".

Date: 2011-05-23 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, это я не могу.

мы 3 и 6 часы читали по-никониянски, кроме тропарей-кондаков.

Date: 2011-05-23 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] p-alexey.livejournal.com
Кстати, по-старому, перед литоргией и 9-й надо читать. Мы читали по-никониянски, потому что чтица была неопытная, не могла осилить более древний шрифт.

Date: 2011-05-23 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
9-й -- это извращение, бессмысленное и беспощадное ))
литургия не может служиться после 9 часа.

Date: 2011-05-23 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] p-alexey.livejournal.com
С вечерней-то совершается.

Date: 2011-05-23 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это тогда, когда положено целый день поститься, т.е. она и служится вечером.
обычно в праздники она служится "порану", т.е. рано утром, а в другие дни -- просто утром.

Date: 2011-05-23 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] p-alexey.livejournal.com
Короче, есть такая традиция.

Date: 2011-05-23 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] andber.livejournal.com
Моя б воля, я бы и 3-й с 6-м куда-нибудь секвестировал.

Date: 2011-05-24 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
у нас не бывает, когда утреня соединяется с литургией (каждое воскресенье).

Date: 2011-05-24 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] andber.livejournal.com
О, я так же служу. В воскресенье сразу после Великого славословия - начало литургии. Правда у нас в субботу вечерни обыкновенно не бывает.

Date: 2011-05-23 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] churhchierarchy.livejournal.com
А что за община, если не секрет?

Date: 2011-05-23 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
пока секрет.
(deleted comment)

Date: 2011-05-23 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это я и в никониянском чтении стараюсь делать.
(deleted comment)

Date: 2011-05-23 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет. все читаю "на ять".
(deleted comment)

Date: 2011-05-23 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
русское произношение 17 века.

ять (соотвествует общеславянскому долгому е) тогда читалась как дифтонг ie со второй слоговой частью (этот дифтонг дал "и" в украинском и "е" в русском и польском; в польской орфографии он сохраняется, хотя уже не произносится). после его упрощения в более позднем произношении осталось смягчение предшествующего согласного (так в русском и польском).

простое "е" исторически произносилось без смягчения предшествующего согласного, т.е. как э оборотное.

Date: 2011-05-25 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] lupandin.livejournal.com
Да, как это здорово! И еще "обрадованная" вместо "благодатная". Вообще тысячи мелких разночтений, но за каждым - бездна смысла!

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 01:03 am
Powered by Dreamwidth Studios