философский лытдыбр
Jul. 14th, 2010 07:09 pmо личных тараканах (моих)
занимаясь русской литературой и "типа тово" 19 века, я никогда не читал "Анну Каренину", а, занимаясь патристикой, я никогда не читал Платона и неоплатоников-язычников.
но это было не потому, что я отрицал их значение, а по совершенно обратной причине: я понимал, что они относятся к моим темам настолько сильно, что мне просто опасно их читать. если твой собственный ум надо настраивать как тонкий прибор, то его легко сломать на неправильно изготовленных препаратах (этому меня еще в школьные годы на микробиологии научили, а потом еще на химии). поэтому надо либо самому специально учиться делать препараты, либо -- когда можно -- купить готовые. а здесь можно было купить готовые (так, не читавши "Анну Каренину", я много раз и с большим вниманием читал то, что о ней писали Достоевский и Леонтьев).
в случае Платона-неоплатоников это еще сильнее: я знаю за собой внутреннюю склонность к неоплатонизму, в духе Плотина, но мне точно известно, что это мерзкое лжеучение, а поэтому я опасаюсь, что прямого контакта с Плотином мой мозг мог бы и не вынести: от православия бы не отрекся, но были бы сбиты все настройки для чтения святых отцов. это вроде как хорошо настроенный прибор подвергнуть грубому воздействию сильнейшего электромагнитного поля.
чтение неоплатоников для меня было бы аналогичным замене чтения психоаналитической литературы чтением порнографии. это неполезно для души, если не является прямым предметом именно твоего исследования (если является, то, в принципе, можно читать и смотреть все без ограничения).
но вот с немецкой классической философией интересно. какое-то минимальное соприкосновение с Кантом у меня еще было, т.к. на нем основано неокантианство, неопозитивизм и т.п., т.е. просто не обойти в истории науки. главное, что о нем нужно знать, -- это что он автор ошибочного деления суждений на синтетические и аналатические. преодоление этой фундаментальной ошибки Канта дало возможность англо-саксонской аналатической философии стать настоящей философской основой всех вменяемых рассуждений о бытии.
Гуссерль и феноменология встречаются эпизодически в некоторых контекстах, но, кажется, не встречаются ни одного раза там, где без них не обойтись.
но вот кто такие Гегель и Хайдеггер? их я не читал по совершенно противоположной (неоплатоникам) причине: в философии они не встречаются вовсе, т.е. одна философия обходится совершенно без них (даже без них в качестве авторов каких-либо интересных ошибок, вроде Канта), а другая философия, которая вся построена на таких именах, никак ни с чем в жизни не соприкасается.
philosophy of science is philosophy enough (c) Quine
к этому изречению добавить только то, что, кроме философии, нужно еще и богословие.
занимаясь русской литературой и "типа тово" 19 века, я никогда не читал "Анну Каренину", а, занимаясь патристикой, я никогда не читал Платона и неоплатоников-язычников.
но это было не потому, что я отрицал их значение, а по совершенно обратной причине: я понимал, что они относятся к моим темам настолько сильно, что мне просто опасно их читать. если твой собственный ум надо настраивать как тонкий прибор, то его легко сломать на неправильно изготовленных препаратах (этому меня еще в школьные годы на микробиологии научили, а потом еще на химии). поэтому надо либо самому специально учиться делать препараты, либо -- когда можно -- купить готовые. а здесь можно было купить готовые (так, не читавши "Анну Каренину", я много раз и с большим вниманием читал то, что о ней писали Достоевский и Леонтьев).
в случае Платона-неоплатоников это еще сильнее: я знаю за собой внутреннюю склонность к неоплатонизму, в духе Плотина, но мне точно известно, что это мерзкое лжеучение, а поэтому я опасаюсь, что прямого контакта с Плотином мой мозг мог бы и не вынести: от православия бы не отрекся, но были бы сбиты все настройки для чтения святых отцов. это вроде как хорошо настроенный прибор подвергнуть грубому воздействию сильнейшего электромагнитного поля.
чтение неоплатоников для меня было бы аналогичным замене чтения психоаналитической литературы чтением порнографии. это неполезно для души, если не является прямым предметом именно твоего исследования (если является, то, в принципе, можно читать и смотреть все без ограничения).
но вот с немецкой классической философией интересно. какое-то минимальное соприкосновение с Кантом у меня еще было, т.к. на нем основано неокантианство, неопозитивизм и т.п., т.е. просто не обойти в истории науки. главное, что о нем нужно знать, -- это что он автор ошибочного деления суждений на синтетические и аналатические. преодоление этой фундаментальной ошибки Канта дало возможность англо-саксонской аналатической философии стать настоящей философской основой всех вменяемых рассуждений о бытии.
Гуссерль и феноменология встречаются эпизодически в некоторых контекстах, но, кажется, не встречаются ни одного раза там, где без них не обойтись.
но вот кто такие Гегель и Хайдеггер? их я не читал по совершенно противоположной (неоплатоникам) причине: в философии они не встречаются вовсе, т.е. одна философия обходится совершенно без них (даже без них в качестве авторов каких-либо интересных ошибок, вроде Канта), а другая философия, которая вся построена на таких именах, никак ни с чем в жизни не соприкасается.
philosophy of science is philosophy enough (c) Quine
к этому изречению добавить только то, что, кроме философии, нужно еще и богословие.
no subject
Date: 2010-07-14 03:17 pm (UTC)Но, святых отцов тоже читать опасно.
Ничего не читать - ещё опасней.
Караул.
no subject
Date: 2010-07-14 03:56 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 06:34 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:Re: ps
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Это не я, это св. Игнатий
From:no subject
Date: 2010-07-14 03:39 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 03:57 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 06:16 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-14 04:06 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 06:17 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-18 06:50 am (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 04:10 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 06:19 pm (UTC)я читал Оригена и особенно Евагрия -- это, по-моему, в тыщи раз круче Платона, особенно Евагрий.
а еще я читал Григория Богослова, Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, так что просто непонятно, о чем можно узнать у Платона, чего нет у них? (ну, кроме всякой шелухи).
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Гегель для философии -- ...постороннее тело
From:Re: Гегель для философии -- ...постороннее тело
From:no subject
Date: 2010-07-14 04:49 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 06:20 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 06:11 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-14 06:20 pm (UTC)а мне читать философа, не читая его философии, -- затруднительно.
no subject
Date: 2010-07-14 07:38 pm (UTC)правда, когда уже заканчивала чтение, мой отец почему-то обратил внимание на то, что я читаю, пришел в ярость и запретил мне вообще читать какое-то время, довольно долгое
хотя до этого я совершенно открыто прочитала Тиля Уленшпигеля и мне никаких препятствий не чинилось, хотя я бы запретила детям это читать.
с тех пор я
научилась таиться и срыватьстала еще больше ценить чтение, тем более, что мне все чаще запрещали читать в качестве лишения удовольствия.(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-14 10:17 pm (UTC)Я тоже часто не читал вполне классические вещи, но вряд ли смог бы объяснить почему. Как-то интуитивно.
no subject
Date: 2010-07-14 10:19 pm (UTC)это как спортсмены -- должны тренировать именно определенные группы мышц, для своего вида спорта, а не все подряд.
(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-14 11:05 pm (UTC)no subject
Date: 2010-07-15 12:08 am (UTC)++от православия бы не отрекся, но были бы сбиты все настройки для чтения святых отцов++
(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-15 01:21 am (UTC)если у Гегеля движение понятий,
что тоже удаляет от истины, то
у АФ линия от Аристотеля на анализ
высказываний с привязкой к эмпирико-
сенсуалисткой индукции. Т.е. это
чисто техническая сторона анализа
чувственных данных и способов их
формальной обработки, идущая от
субъективности индивида, и компенсируемая
"объективностью" общезначимых логических
форм, без всякой онтологии и истины,
в частности без вопрошания о месте
человека в бытие.
Философия вообще не об этом.
no subject
Date: 2010-07-15 08:14 am (UTC)Платона прочитала в этом году (диалоги). Вполне с удовольствием. Главное открытие для меня было, что греки еще и думали, а не только горшки лепили, статуи ваяли и со скифами цапались. Каким-то странным образом Платон добавил человечности моим представлениям об античности.
При этом сквозь Аристотеля я не продралась - так, по верхам просмотрела в пределах необходимого для экзамена.
no subject
Date: 2010-07-15 09:24 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-15 02:55 pm (UTC)Героиня меня прямо бесила на протяжении всей книги. Я как-то совершенно ей не поверила. Не знаю, почему так получилось. Перечитывать нет ни малейшего желания.
И вообще Толстого не люблю.
no subject
Date: 2010-07-15 04:31 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-18 12:41 am (UTC)"АК" и диалоги Платона - художественные произведения, талантливые ослепительно. Для европейской культуры основополагающие.
Причем анализировать диалоги как научный текст - скучнейшее дело, там, кажется, логические ошибки на каждом шагу.
По-моему, духовную и интеллектуальную "пользу" от художественного текста можно получить только бонусом, да и то спустя время (иногда годы спустя). Специально искать пользу от искусства - это, мне кажется, что-то в духе Добролюбова-Писарева или партийного руководства литературой.
Или как средневекоые комментарии к "Песни Песней", где на каждый троп натягивали унылое богословие, не понимая, что это смешно. Искусство - все-таки игра, особый дар Божий, не такой, как наука.
no subject
Date: 2010-07-18 02:28 am (UTC)философия может быть неинтересна большинству читателей Платона, но все же такое чисто художественное прочтение -- это не есть использование его текстов по назначению. но т.к. меня философия интересует больше всего остального, то абстрагированное от нее прочтение технически невозможно.
насчет основополагающего значения для культуры (и даже для философии) согласен, но об этом было и в моем исходном постинге.
о сравнении с Добролюбовым-Писаревым тоже согласен. это нормальный для человеческой цивилизации подход -- античные статуи, когда их перестали разбивать, просто валялись, никому не нужные, -- пока не пришло вырождение культуры в виде итальянского "ренессанса".
(no subject)
From:по абзацам
From:Re: по абзацам
From:Re: по абзацам
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2010-07-18 06:32 am (UTC)А святые отцы - муть эгалитаризма. Мое мнение язычника. Платон гораздо интереснее.
no subject
Date: 2010-07-18 11:02 am (UTC)эгалитаризм -- это не у святых отцов. это у гуманистов как раз.
no subject
Date: 2010-07-18 06:35 am (UTC)Леонтьев - бред. И Ильин тоже. А Бердяев любопытен, но отнюдь не гениален. Хайдеггер хорош. Просто чудо! Как и Гегель, Ницше, Шопенгауэр.
no subject
Date: 2010-07-18 11:03 am (UTC)off
Date: 2010-07-18 03:55 pm (UTC)off topic: не могли бы вы прокомментировать этот словарный вопрос?
Re: off
Date: 2010-07-18 04:39 pm (UTC)а что там комментировать? что нет варианта "тройка"?
no subject
Date: 2010-07-18 10:30 pm (UTC)или квантовую механику, не изучив Ньютоновской.
Оно, конечно, "настройки" не собьются, только для знания квантовой механики они вряд ли пригодятся.
Это, наверное, как Фоменко-Носовский в истории, тоже особо себя знаниями не утруждали.
Зато денег на книгопечатании заработали :)
no subject
Date: 2010-07-18 10:39 pm (UTC)а вообще Вы повторили типичный трюизм, не понимая, что он противоречит тому методу изучения святых отцов, который заповедали сами отцы (особенно в отличие от византийской системы образования, которая не была священным преданием, а была светской).
(no subject)
From:(no subject)
From: