hgr: (Default)
[personal profile] hgr
пока что уравнение с тремя (?) неизвестными.

памяти в интервале от 29 июня до 6 июля надо отбросить: они хотя и распространены по всей вселенной, но они византийские и восходят ко времени Юстиниана.

еще есть некоторые памяти в декабре для Петра и Павла (но там исходно, судя по всему, был только Павел) и в ноябре (Garitte. тут похоже на смешение с Петром Александр. или еще каким-то тезкой).

что остается:

1 августа: в Иеронимовом мартирологии освящении какой-то церкви Петра в Риме (не главной). этот же праздник в Коптском синаксаре (8 месоре) -- Исповедание Петра (им. в виду, в Кесарии Филипповой по Мф.).

18 января: Cathedra Petri, освящение собора Петра в Риме (15 Kal. Feb.). Иеронимов мартирологий дает эту дату, но, как пишут болландисты, она, возможно, галликанского происхождения, а была еще другая дата --

22 февраля: сейчас это (в Иерон. мартирологии) Cath. Petri в Антиохии.

вмешательство галликанского обряда и Антиохии тут смешивает много карт.

но праздник 1 августа антиохийским быть не может, т.к. это древнейшая дата (фиксируется с календаря 411 г.) памяти муч. Маккавеев и их матери. примечательно, что у коптов она отсутствует, хотя перешла, в разных видах, к эфиопам.

так что память Петра 1 августа -- традиция специфическая.

и, конечно, обращает внимание на себя возможность цикла, аналогичного циклу Успения (от 16 или 18 января до 9 августа). в случае Петра тут фигурирует тема перенесения мощей.

пока получаем: 1 августа -- важная дата и для Рима, и для Александрии. есть вероятность, что тут остатки древнего цикла от середины января (полнолуния?) до начала августа (новомесячия?).

но нужно пособирать еще данных.

Date: 2008-05-16 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
1. я посмотрел DJD 28. оказалось еще забавнее, чем можно было предположить. календарные фрагменты во 2-й части представлены только в виде фотографий, т.е. они прошли только 1-ю стадии обработки и дальше ими никто не занимался. там около 20 фрагментов разной величины. некоторые фрагменты содержат только 1-3 буквы. примерно половина почему-то названы литургическим календарем, а другая - лунно-солнечным. фотографии мутные и разобрать слова сложновато без увел.стекла. думаю,только безумцы типа Тиде решатся на основании 3 букв делать глобальные выводы, но в принципе путь дальнейшей обработки понятен, хотя и труден - надо сверять не только с календарными фрагментами, но и со всеми кумранскими апокрифами, где фигурируют названия месяцев и фазы луны. самарянские же тексты - все датируются 2-й пол. 4 в. до Р.Х. и интересны только для истории арам. языка и соц.-эка, поскольку это контракты на покупку-продажу рабов (по 30 шекелей за штуку :))).
2. про Петра: даты 18 янв. и 22 февр. связаны. 22 февр. - это рим. языч. праздник в честь предков (caro cognatio). то, что он был заменен памятью Петра видно по Depositio martyrum в Календаре 354 г. и по Календарю Полемия Сильвия (сер. 5 в.).Баттифоль считал, что перенос произошел из-за того, что он на вел.пост попадает.а вот петр 18 янв. (и павел 25 янв.) - галликан.даты.их уже пытались связывать с восточным влиянием, но источников мало.вообще для галликан. традиции характерны парные памяти апостолов.поскольку галлик.обряд не имел единого центра и не прошел стадию унификации, возможно, 18 и 25 янв.- это одна и та же дата в разных местах галлии.надо с кельт.,североитал. и испаномосар.источниками сверять.

Date: 2008-05-16 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
1. спасибо! интересно бы попробовать стимулировать дальнейшие исследования этих фрагментов. подумаю, с кем об этом поговорить (пока что думаю, что с ВандерКамом).

2. но это ведь не так сложно все посверять?

связь дат 18 и 25 января -- напрашивается мысль о седмичном цикле (18 + 7 = 25).

Вы не хотите подробнее разработать все эти темы?

Date: 2008-05-16 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
1. я не заглядывал в индекс книжки ВандерКама по календарям. может, он в примечаниях про эти тексты уже что-то написал. но спросить, конечно, стоит.
2. у меня сейчас слишком много проектов идет параллельно. про связь петра и еноха я собираю материал (как оказалось, этим немножко занимался Г.Никельберг, статья 1981 в JBL, но связь Рима с Александрией у него не проработана, он только про галилею пишет; да и Тертуллиана с этой точки зрения так никто и не проработал, а ведь у него там тоже полемики с "иудеями" хватает,причем с теми, которые "в реках омываются"). что касается календарных памятей - если у Вас есть желание этот материал дальше обрабатывать - я не претендую. могу даже какую-то инфу подкинуть. например, мне кажется, стоит вот эту книгу почитать, чтобы все языческие влияния исключить и рассматривать только восточные: Salzman M. On Roman Time: The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity. Berkeley, 1990 (в москве я читал ее во ВГИБЛ, думаю и в Питере она есть, и скорее всего где-нибудь в инете лежит).

Date: 2008-05-16 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
1. книжка у меня есть, и я даже рец. писал. но не помню. гляну на всякий случай.
ВандерКам руководит всякими молодыми учеными, поэтому с ним имеет смысл обсуждать перспективы. кроме того, некоторые общие издательские проекты с ним есть (он член редсовета Скриниума).

2. спасибо за ссылку! думаю, тут всем места хватит. я никогда в календарных случаях не знаю, получится ли у меня заниматься. тут ведь дело находок... хотя, конечно, грибные места знать надо.

Никельберг больше не работает активно. статья, наверное, имеется в виду про Upper Galilee?

Date: 2008-05-16 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
да, Enoch, Levi, and Peter: Recipients of Revelation in Upper Galilee

кстати, мосарабские календари январских дат не дают. во всяком случае, те, что андрей волков выложил: http://www.toletanus.ru/?id=calendar&month=1&year=2008&dbase=LO1&lang=

Date: 2008-05-16 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
хорошо, что Вы вспомнили про статью. по кр. мере, она очень поможет вписать Вашу работу в привычный научный контекст (т.е. она очень известна, и Вам не надо будет очень сильно объяснять, о чем вообще Вы пишете).

спасибо за ссылку на мозарабские календари (я не знал).

мне кажется, Вы могли бы написать некоторую заготовку для календарной статьи, а я бы потом мог Вам либо высказать какие-то замечания, чтобы учесть, либо дописать какой-то кусок.

разумеется, такую статью имеет смысл писать только на европейском языке для международного журнала или сборника. но это не так сложно найти, когда уже есть "рыба" или хотя бы тезисы.

Date: 2008-05-16 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
да, можно сделать совместную статью. что касается научного контекста, то литературы, на которую можно сослаться, много. нашел вот еще статью другого Вашего знакомца Ричарда Бокема про Еноха и Климента Алекс. Йошико Рид с падшими ангелами и Енохом в иуд. и христ. традициях сюда же.Так что тут главное нАчать.
Андрей, сделавший сайт про мосараб. обряд, удивительный человек. у него 5 детей, он живет в тамбове и он программист. и раньше интересовался только знаменным пением. но поступил в ПСТГУ к нам на каф.литургики и о.Михаил дал ему тему по испанским евхар.молитвам. он выучил латынь и испанский, литературой мы его снабдили, сам он сдружился через инет с испанскими учеными и в конце концов защитил диплом на эту тему (не без недостатков, конечно, но учитывая его бэкграунд, думаю, это просто нереальный подвиг). теперь вот сайт делает. сам прогу для календаря написал. скоро он там должен несколько моих статей по западной литургике повесить. еще он сайт Арранца сделал.

Date: 2008-05-16 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
сайт (и прога для календаря) произвел на меня чрезвычайно глубокое впечатление.

практически предлагаю вот что. в 2009 мы должны собрать для Orientalia Judaica Christiana что-то вроде еще одного Мемориала Жобер (пока в плане просто сб. без названия). некоторые французы не смогли попасть в первый Мемориал, есть центральная глава диссера Рея об иерусалимском 15 августа (и 15 мая), ну и вообще есть всякое, чтобы издать такой же сб.

Вы бы могли написать туда про Еноха и Петра сами, а конкретно по календарному делу мы можем написать вместе (возможно, это будет не статья, а земетка). вай нот?

и еще Андрея хорошо бы втягивать в какие-то научные работы (т.е. исследовательские темы). при нынешнем интернете для этого не надо жить рядом с библиотекой. у Вас есть идеи?

Date: 2008-05-16 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
вообще я подумывал о Journal of Early Christian Studies или Vig.Christ. но можно и в мемориал. зависит от сроков сдачи статьи.

у андрея не хватает времени. ему семью кормить надо. насколько я знаю, он может только урывками наукой заниматься.

Date: 2008-05-16 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
сроки -- чем раньше, тем лучше. по Мемориалу сроки будут где-то в 2009, но сейчас еще не могу сказать (надо ждать, пока первый Мемориал напечатается; мы только 5 минут назад, совместно с американской коллегой, доделали тот файл, который пойдет в типографию).

если тема Енох, то могут быть и более специальные (и "более лучшие") места для публикации, чем все перечисленные. поэтому все-таки важно увидеть статью или ее "рыбу".

если календарь, то лучше в Мемориал Жобер--2. эти мемориалы будут всегда читать все, кто занимается календарями.

вообще говоря, тематический сборник всегда предпочитительнее, когда у тебя работа точно по теме сборника...

об Андрее: очевидно, у него не хватает не времени, а денег. это не всегда одно и то же. можно, например, выдать ему стипендию в несколько сот долларов или грант.

Date: 2008-05-16 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
ок. можно и в мемориал. но раньше августа я вплотную не сяду за это.

андрею я могу написать письмо. спросить, есть ли у него идеи для статьи

Date: 2008-05-16 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
раньше и не надо.

спросить андрея -- хорошо бы. если он скажет, что идеи есть, но нет "времени", то хорошо бы деликатно узнать, какова у этого "времени" цена. (если это можно узнать без вторжения в его личную жизнь...)

Date: 2008-05-16 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Salzman в сети нашелся, но в платном доступе на эзотерическом сервере
http://content.cdlib.org//xtf/search?identifier=ark:/13030/ft396nb1tz;smode=denied;style=eschol;brand=eschol;ip-ignore=89.113.75.55
спрошу, кто может скачать.

Date: 2008-05-16 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
у меня лет восемь назад был платный абонемент во ВГИБЛ, можно было любую книжку вытащить и поксерить. а я про эту тогда забыл, вроде неактуально было. а надо бы было всю серию, в которой эта книга издана, вытащить. антиковедение - жутко консервативная дисциплина, там редко происходят перевороты. но вот в этой серии почти каждая книга новаторская. особенно жалею, что МакМаллена не скопировал. его работы - лучшее из того, что я читал по поздней античности.

Date: 2008-05-16 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
через некоторое время поставлю (в жж) вопрос по существу ))

но все же все книги выкачивать -- это нельзя людей заставлять. может, определите список (но только в пределах того, что лежит в электронной б-ке)?

Date: 2008-05-16 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
это я так, к слову, про серию. для практической работы сейчас это не актуально, во всяком случае для этой темы. но зальцмана скачайте.

Date: 2008-05-16 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ок. поставлю запрос.

Date: 2008-05-16 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
скачали в виде файла ворд. 7+ МБ
куда слать?

Date: 2008-05-16 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в книжке ВандерКам 1998 эти фрагменты просто перечислены, без комментария.

Date: 2008-05-16 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
мелкими кумранскими фрагментами, насколько я знаю, интересовался Питер Флинт. но календарных он вроде бы не касался. тут действительно надо проконсультироваться у узких специалистов по свиткам, кто руку на пульсе держит.

Date: 2008-05-16 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ВандерКам и держит.

Date: 2008-05-16 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
я не спорю)

Date: 2008-05-16 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
вспомнил! про культ Петра в Риме писала Лейла Кракко Руджини. она мне когда-то давно присылала экземпляр своей статьи. я у нее просил статью про апокрифическую переписку первосвященника Анны с Сенекой, а она в нагрузку еще и эту прислала. завтра поищу. у нее там была библиография. думаю, через нее можно выйти на все другие работы. сама она уже в возрасте и вряд ли что-то делает, если вообще жива. в Augustinianum'е печаталась обычно.

Date: 2008-05-16 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ух. а я и не знаю такой.
да, надо найти обязательно.

Date: 2008-05-16 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
она занималась экзегезой IV в. работала вместе с Manlio Simonetti. в каком-то городишке недалеко от милана жила. кстати, именно Augustianum я и копировал тогда вместо Зальцмана во ВГИБЛе. там было несколько спецвыпусков по апокрифам и ересям ранним.

Date: 2008-05-16 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
помню эти выпуски. они (все или не все) поступали в БАН. но сейчас это во многом устарело.

Date: 2008-05-16 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
раньше сложно было достать что-то стоящее. даже сложно было узнать, что стоящее, а что нет. вот и приходилось копировать подряд Симона Verus Israel, Даниелу, Квакварелли и вообще все, что под руку попадало. это теперь лафа. только жесткие диски покупай и полки под книги лепи.
мне, к слову, 10 лет назад позарез нужно было достать критическое издание Амалария Мецкого, сделанное Хансенсом. хотел перевод его толкований со своими комментариями сделать. Но в Москве нигде не было. И никто мне не мог помочь. А тут в январе захожу в биб-ку ПСТГУ, а он там на полке преспокойно стоит. но тогда было время и силы сделать перевод, а сейчас полно других дел. и не знаешь, за что браться в первую очередь.

Date: 2008-05-17 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Симона Verus Israel, Даниелу, Квакварелли -- ну, это все тоже нужные и очень хорошие книги. их нельзя употребить для конкретного исследования, но они дают взгляд на какие-то базовые вещи.

в чем-то старая жизнь экономила силы, чтобы точнее специализироваться. конечно, я бы не хотел возвращаться в те времена. 10 лет назад -- это уже интернет был на таком уровне, что стала мгновенно узнаваться вся библиография и появились листы рассылки вроде IOUDAIOS и ELENCHUS. они тогда очень много мне дали, но, разумеется, потом все это общение перешло в другие формы. а вот не 10, а 15 лет назад времена были еще и вовсе дикие. не хотел бы я туда возвращаться.

Date: 2008-05-17 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] antitypos-tka4.livejournal.com
1. я поговорил с андреем. ему нужно подумать несколько дней. но материалы у него есть. как я и говорил, он с трудом может выделить время для науки, так что, вероятно, хотя он этого еще не сказал прямо, некоторое вспомоществование было бы кстати. когда он скажет что-то конкретное, сообщу.
2. про стародавние времена. в '98 я еще на последнем курсе в мгу учился и осваивал лит-ру по греко-римским делам и поздней античности, которой в наших биб-ках, к счастью, хватало. специалистов по межзаветке или раннему христианству поблизости от меня не было. максимум, что мне могли предложить почитать - работы амусина, старковой, свенцицкой, мещерского, аверинцева и т.п. они, конечно, по своему хорошие, но все были уверены, что это последнее слово в науке и больше уже ничего не нужно там делать. еще советский принцип действовал: один человек - одна тема, а если двое на одной теме - это уже смертельная вражда.

Date: 2008-05-17 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
1. спасибо! вспомоществование -- да.

2. ужасно это. ужасная обстановка. тема такая, что могло быть только международное общение или никакого. ист (или фил-)фачную публику просто вообще не следовало рассматривать как сколько-нибудь имеющую отношение ко всей этой тематике.

Амусин был очень значительным ученым, да и Старкова была очень хорошей, но они очень мало публиковались вообще и были страшно далеки от науки 90-х. у Амусина еще была замечательная, рано погибшая ученица Елизарова. вот она бы могла у нас стать мэтром... все остальное -- мимо кассы вообще, а Свенцицкая -- мимо науки как таковой.

что кас. монополизации тем, то в мировой науке тоже есть такая проблема. в патристике она не особенно остро стоит, а в интертестаментарной лит-ре и библеистике -- острее. но она решается за счет мировой конкуренции научных школ. если с какими-то научными центрами возникает антагонизм, то всегда можно найти другие, с которыми возникнет притяжение. если у тебя нет цели занять position (т.е. устройства на работу), а ты просто хочешь нормального обсуждения твоих работ, то этого всегда достаточно.
где наука -- там всегда будет конкуренция научных школ. а где бюрократическая монополия -- никогда не будет науки. в этом, кстати, слабость любой бюрократии и, следовательно, механизм, чтобы заставить бюрократию делиться материальными благами....

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 09:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios