hgr: (Default)
[personal profile] hgr

http://ppf.asf.ru/drl/knvlad.html
среди тех, кто доставил инсигнии, -- Неофит, митр. Ефесский.

Тогда бе во Цареграде благочестивый царь Констянтин Манамах и в то время брань имея с персы и с латины. И составляет съвет благ премудрый царьскии, отряжает ужо послы своя к великому князю Владимеру Всеволодовичю митрополита ефесскаго Неофита от Асия и с ним два епископа, митулинскаго и мелетинскаго, и стратига антиохийскаго, игемона иерусалимского Иеустафия, и иных своих благородных.

в этом списке, увы, нет имен, кроме "игемона Евстафия". игемон Евстафий -- кажется, историками русской литературы не идентифицировался? надо проверить. но личность очень известная, как раз эпохи Владимира Мономаха.

"митулинский" и "мелетинский" вообще похоже на дублеты. но вот Неофит Ефесский?

кажется, в этом месте Сказанием о князьях Владимирских воспроизводится Сказание о Мономаховом венце митр. Киевского Спиридона-Саввы.

в Ефесе был митрополит Неофит I где-то в 14 в. (точнее не датируется) и Неофит II (1467-1477). время Неофита 2 -- это как раз вероятное время формирования основы Сказания о Мономаховом венце Спиридона-Саввы (т.е. тверского источника, которым Спиридон-Савва воспользовался).

жаль, издания Сказания о Мономаховом венце нет под рукой, а смотреть надо там. кажется, это, гл. образом, в монографии РП Дмитриевой "Сказание о князьях Владимирских".

если бы оказалось, что там еще пара-тройка реалий, которые вписываются в контекст того же времени, то можно было бы уверенно датировать основу легенды 1470-мы годами (или чуть позже), а через это подтвердить гипотезу Лурье (моего покойного однофамильца) о тверском (а не московском) приоритете претензий на происхождение от кесаря Августа и тп.

Date: 2007-03-01 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
я сегодня посмотрел по случаю в списках епископий, есть и митиленская и мелетинская, так что не обязательно это дублет.

Date: 2007-03-02 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, правильно. "митулинская" -- это митиленская через такую передачу ипсислон. я сходу не сообразил. спасибо.
а я посмотрел комментарий РП Дмитриевой к этому месту: она пишет, что митрополита Неофита в списках Ефесских митрополитов не имеется. что за списки -- не пишет. может, она смотрела списки только до 12 века.

Date: 2007-03-02 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
я смогу на следующей неделе посмотреть диссер со списками до 1453 г, у нас в Вене на византинистике чел один такой диссер сделал со списками "всех и вся"

Date: 2007-03-02 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
есть Fedalto, 2 тома. неужели там дополнительно будет?

Date: 2007-03-02 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
вот:
Studien zu den Metropoliten und Bischöfen des Patriarchats von Konstantinopel in der Palaiologenzeit (1258-1453) / Johannes Preiser-Kapeller . - Wien
Einleitung, Aspekte des spätbyzantinischen Episkopats, Katalogteil A-K , 2006 . - XXXIV, XCIV, 3, 232 S.
Там каталог всех (известных) епископов и епископий этого времени.

Кстати, Вы получили Ванже и МвЭ? Я на hieromonk послал вчера еще.

Date: 2007-03-02 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо!

это новое, и это надо бы. еще, видимо, ч.2 будет?

может, предложить им обмен Скриниума на JÖB?

пдф (оба) получил, Вас уже поблагодарил приватно и прочел.
спасибо, паки и паки!

Date: 2007-03-02 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
там два тома уже есть, просто я данные второго не скопировал, вот они:
Katalogteil L-Z, Die russischen Metropolen, Alphabetisches Verzeichnis der erwähnten Metropolen, Erzbistümer und Bistümer , 2006 . - S. 237 - 590, A-H, Kt.
Но это диссер, он пока больше нигде не опубликован.

Date: 2007-03-02 04:04 am (UTC)
From: [identity profile] logothet.livejournal.com
Не смотря на все агиографические возможности, как-то странно выглядит соединение древнего Евстафия из XII в. и хорошо известного Неофита, современника Спиридона.


Во времена Владимира Мономаха был не только Евстафий, но и митр. Неофит, правда, Черниговский. И при этом конкурирующий с Владимиром Мономахом Черниговский князь Олег долго жил в Византии, служил там, а потом вернулся на Русь.

В другом списке Евстафию сопутствует антиохийский стратиг Антипа, т.е. Евстафий был еще и анфипат. В Палестине он воевал вместе с Сигурдом Крестоносцем, который известен своими связями с Русью, был женат на русской княжне.

Однако Неофит Черниговский и Евстафий разделены по времени лет на 10-15. И Сигурд был женат на внучке Мономаха.

Описание инсигний такое: император снимает с себя крест с частицей Древа, венец - кладет на золотое блюдо, приносят чашу Августа, снимает лор и дарует кадило (которое в другом списке "чепь"), а также золото, ладан и смирну (которые в другом списке "злато аравийское" из которого "чепь"). Похоже на церемониальный вход императора в храм - снимает венец перед входом в храм, входит в алтерь, ставит на престол вотивную чашу, кадит престол (типа волхвов, которые принесли золото, ладан и смирну), снимает лор.
Если это оно, то становится понятно откуда берется "чаша августа" - это обычная императорская вотивная чаша, которую "приносят" и которую император ставит на Престол при церемониальном входе. И становится понятно зачем это он посылает кадило, а также золото, ладан и смирну. Не совсем понятно с инсигнией "крест с Древом" - ни на каких изображениях не видать. Но крестоносцы в 1204 г., ограбившие могилы императоров, взяли и "нагрудные кресты" с умерших царей, т.е., все-таки, была такая инсигния в XII в.

Т.е. не может ли это быть попытка обосновать претензии Олега Черниговского на доминирование в русских землях, который сам мог наблюдать в Кпле церемониальный вход императора в храм? А потом, пользуясь связями с крестоносцами и Сигурдом, переделали это все на Мономаха?

Date: 2007-03-02 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
"крабица" -- это, вообще-то, не чаша. почему Прохоров переводит "чаша" -- загадка для меня. впрочем, надо словарь 11-17 вв. посмотреть. нет под рукой.

в целом же надо опираться на редакцию Послания о Мономаховом венце, а не Сказания о князьях Владимирских. пока что я не посмотрел. это надо в издании Дмитриевой 1955.

Date: 2007-03-02 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] logothet.livejournal.com
в данном случае все равно, т.к. император приносил "сосуды, чаши и проч."

Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
Про того, который был в 14 веке, в оном диссере написано следующее:
Neophytos (PLP 20154), Proedros von Ephesos und Pyrgion ab ca. 1364-kurz vor 1368. Metropolit von Chios ab ca. 1364-kurz vor 1368.
Т.е. он получается был только местоблюстителем (или proedros означает что-то другое?), а не собственно Эфесским митрополитом.

Re: Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] logothet.livejournal.com
Это значит, что его кафедра имела ранг Эфесской кафедры. Это право locum tenentes пустующих высоких кафедр, широко распространенное в то время. Быть locum tenens Эфесса значит быть первым (или вторым) после патриарха.

Re: Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
а он при этом обладал правом называться Эфесским митрополитом? Ведь он же одновременно был и Хиосским?

Re: Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] logothet.livejournal.com
нет, эфесским митрополитом он не именовался. Он именовался "τον τοπον επεχοντες του Εφεσου".

Re: Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
т.е. получается, что этот Неофит не мог быть Эфесским Неофитом из Сказания?

Re: Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] logothet.livejournal.com
Не знаю.
О. Григорий все равно, вроде, предпочитает Неофита II из 15 в.

Re: Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
это как раз и может быть подтверждением его предпочтений:-)

Re: Неофит Ефесский

Date: 2007-03-12 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 11:51 am
Powered by Dreamwidth Studios