hgr: (Default)
[personal profile] hgr
мысль, которую я забыл написать в 1 серии этих заметок.

Почему психиатрия -- это хорошо, а психология -- плохо?

потому что, если нам нужно изучать структуру личности, то предмет нашего изучения -- анатомия.
раньше анатомию изучали без вскрытия трупов, и было это "таки плохо".
психиатрия имеет для теории личности значение анатомического театра.

доктор сказал "в морг" -- значит, в морг!
From: [identity profile] vladmoss.livejournal.com
В Великобритании психологи всех видов, включая клинические, считают (или считали в и 1960-ие и 1970-ие годы, когда я был студентом психологии), что психиатрия - лже-наука, не достойна внимания "настоящих", эмпирических ученых. И что психиарическая "анатомия души" - выдумка (и "душа" тоже).
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это всякие Айзенки (http://www.ship.edu/~cgboeree/eysenckesp.html).
достойные люди, сделавшие немало в своей области. но пройти курс терапии у Melanie Klein им бы очень помогло.
т.е. я хочу сказать, что антипсихиатрия этих психологов объяснялась теми механизмами защиты, которые особенно успешно изучала в той же Англии Мелания Кляйн, а еще раньше -- Фрейд.
From: [identity profile] vladmoss.livejournal.com
Айзенк имел своих оппонентов, даже среди своих бывших студентов. Например, Don Bannister, романист и клинический психолог, под руководством которого я защитил свою докторскую диссертацию. Он считал себя учеником американца George Kelly ("The Psychology of Personal Constructs", 1955), который проповедывал более индивидуальный, "идиографический" подход к теории личности, но не менее научный и анти-психиатрический.
From: [identity profile] volokhonsky.livejournal.com
Завидую. Это я по поводу Баннистера. В четверг иду проводить занятие со студентами по выявлению конструктов...
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
конечно, имел. это ведь было огромное движение, и как раз пик его пришелся на 60-е гг.
тогда, кстати, и "антипсихиатрия" Лэйнга процвела.
но -- tempi passati.
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот еще заметьте: я же не говорю, что эмпирическая психология всякая -- это вообще плохо. а вот Айзенк и Ко. отрицают психоанализ и Ко. на корню, что не есть здраво.

но их эмпиризм так же мало подходит для конструирования теории личности (а не просто для выяснения *механизмов* ее деятельности), как и положения психиатров-клиницистов о том, что всё можно объяснить одной химией.

Date: 2005-11-08 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] egmg.livejournal.com
И скажите, чем же это лучше, чем работа с и помощь живым?

Date: 2005-11-08 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
если в такой терминологии, то можно сказать, что психиатрия иногда воскрешает мертвых и очень часто -- умирающих.

Date: 2005-11-08 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] egmg.livejournal.com
Не понимаю, чем это ЛУЧШЕ. Почему вообще надо в категориях лучше-хуже судить о способах добывания знания?
Я Вам скажу, что лучше дело не доводить до того, чтобы мерли, с тем, чтобы потом воскрешать. Да и надо ли вытаскивать?

Date: 2005-11-08 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ЛУЧШЕ -- другое: изучать анатомию лучше с трупами, чем без.

Date: 2005-11-08 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egmg.livejournal.com
Возможно, только я бы ни одному страдальцу не пожелала отправиться прямиком в анатомикум, минуя физиотерапевта.

Date: 2005-11-08 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
всем больным лучше желать более легких болезней, а еще лучше -- сразу здоровья.
но это не повод не верить глазам своим, когда появляется, чему верить.

Date: 2005-11-08 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] silna.livejournal.com
С точки зрения "пациента":
Психиатрия тянет за собой понятие болезни:
Сознаться себе в том, что тебе нужен психиатр труднее, чем в том, что тебе нужен психолог.
Сказав другим о том, что ты занимешься с психиатром, чувствуешь, что публично признался в стыдной болезни.
Это я о негативной окрашености самого слова "психиатрия" в сознании обывателя.

Date: 2005-11-08 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это так и есть, увы.
а психолог очень часто имеет аналогичные комплексы и не посылает к психиатру того, кто в этом нуждается.

Date: 2005-11-08 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] beth4ever.livejournal.com
Как-то знакомый психолог рассказал мне о своем разговоре со знакомым врачом.
Врач сказал - хорошо вам психологам, у вас нет риска вскрытия.
Психолог ответил - но у нас нет и анатомических карт.

Date: 2005-11-08 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
потому психологи и не лечат нифига.
психиатры, правда, лечат.

Date: 2005-11-08 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] beth4ever.livejournal.com
Психологи не врачи, их цель соответственно не лечение. Я так думаю.
Я ходила к психоаналитику. Пользу получила.

Date: 2005-11-08 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ну да. но люди к ним часто идут с целью полечиться. а те их не разубеждают, хотя должны были бы...

Date: 2005-11-08 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] beth4ever.livejournal.com
Может, неправильные психологи? Меня сразу предупредила, что не лечит, не учит жить, не дает готовых советов.

Date: 2005-11-11 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
за этой ритуальной фразой вполне может следовать лечение, учение и давание...

Date: 2005-11-11 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] beth4ever.livejournal.com
Но не следовало.

Date: 2005-11-08 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] heretic-aaz.livejournal.com
лечат, если знают как или если хотят.

Date: 2005-11-08 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
само собой.

Date: 2005-11-08 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] volokhonsky.livejournal.com
Бред, по-моему. Почему вдруг психиатрия? Психиатрия для психологии имеет примерно то же значение, которое имеют бутылочки с уродцами в кунсткамере, а вовсе не как анатомический театр. Интересно, но к реальности отношение имеет довольно слабое.

Date: 2005-11-08 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это у Вас определенная методологическая позиция. психологи все так обычно и думают, и Вас на психфаке только так и могли учить.

но психические заболевания -- это не "уродцы" (т.е. неправильное развитие), а, гл. образом, регрессии к чему-то исходному и для нормы тоже. отсюда польза для психиатрии от изучения младенцев, о чем хорошо писал Винникотт. у нормального младенца очень много общего со взрослым психотиком или пограничником.
(deleted comment)

Date: 2005-11-08 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
обязательно. нужно представлять себе кожу в вертикальном срезе, да и работу всего организма в целом.
(deleted comment)

Date: 2005-11-08 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
на самом деле, мой пойнт в том, что не надо разводить в разные стороны психиатрию и психологию.
(deleted comment)

Date: 2005-11-08 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
"психиатрия" -- "(искусство) врачевания души",
"психология" -- "наука о душе".
а получилось, что психиатрия стала, в главных своих теориях, куда более научной. правда, та психиатрия, которую у нас в медвузах преподают, не стала; но как искусство врачевания она очень даже ничего :-)
(deleted comment)

Date: 2005-11-13 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
что дает наиболее базовые знания, то и учить.
в наше время это психиатрия.
а врачеванием можно и не заниматься.
(deleted comment)

Date: 2005-11-08 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
прекрасные картинки!!
жаль, играть не могу (даже не умею так время проводить).
(deleted comment)

Date: 2005-11-08 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
а еще лучше -- жить, играючи :-)

Date: 2005-11-08 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Ой, как сказано хорошо! Я совсем вне этой проблематики, и то прониклась :))

Date: 2005-11-08 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Это я про первоначальный "хозяйский" пост, про что же ещё ;)

Date: 2005-11-08 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoly.livejournal.com
>Почему психиатрия -- это хорошо, а психология -- плохо?
Психиатрия- очень хорошо...
Психология тоже хорошо... К сожалению, ху@вых психологов чрезвычайно много

Date: 2005-11-08 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
конечно, я не понял, какое там слово с незнакомыми буквами Вы употребили, но ведь и психиатры такие тоже бывают...

Date: 2005-11-08 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoly.livejournal.com
>конечно, я не понял, какое там слово с незнакомыми буквами Вы употребили
Другими словами передавать информацию заключенную в этом, значительно дольше...
>но ведь и психиатры такие тоже бывают...
Да. Бывают...
Но так получается, что таковых значительно меньше.
По моему предположению дело в
1. Системе подготовки/образования. Все же медицинское образование по духу отличается от университетского.
2. На псих.фак идут 80-90% молодых людей с целью решить свои психологические проблемы. А учение это не лечение.
В психиатрию же с идеей излечить свой психоз попасть- шансов значительно меньше. LOL


Date: 2005-11-10 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, я тоже так замечаю.
тем более, что люди с серьезными психическими проблемами (хотя бы пограничными) обычно преуменьшают их значение, думают, что проблемы психологические, и бодро идут на психфак.
Page generated Jan. 2nd, 2026 09:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios