hgr: (Default)
[personal profile] hgr
хотя и 2009 еще года. на примере Белгородчины. и сам текст хорош, и особенно вывод:

Очевидно, что в противостоянии массовой культуры и православия последнее обречено либо на маргинализацию, либо на интеграцию в первую и, как следствие, на приравнивание своего «духовного» содержания к попсовым песенкам и реалити-шоу. И не важно даже, какой из этих вариантов выберет, или уже выбрало, руководство РПЦ. Важно другое: в любом случае последовательный антиклерикал оказывается перед гораздо более глубокой и серьезной проблемой, нежели внедрение преподавания религии в нарушение Конституции. Но это – тема для другого, более серьезного разговора.

Date: 2011-09-27 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com
это скорее про образование, а не про церковь. и когда к концу текст оказывается энкомием советскому образованию, становится скучно.

Date: 2011-09-27 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это про клерикализацию образования посредством РПЦ МП.

энкомия не увидел, а что советское образование было лучше -- так ведь факт.

Date: 2011-09-27 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com
энкомий там про Достоевского и великую русскую литературу, которую открывали детям и против Кураева, что ликбез устроили из чистого человеколюбия.

хорошо, это про гумантарное образование. подразумевается все же, что ОПК - гуманитарный предмет (культура!). а благодаря совестскому образованию, у нас разрушены нормальные традиции гуманитарного среднего образования. если бы они были, ОПК просто заняло бы свое место в ряду других гуманитарных предметов, никому особо не мешая.

Date: 2011-09-27 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
а, это анахронизм. в 20е годы ФМД в школе не было, это потом режим стал не таким кровожадным. там я как раз с Кураевым согласен. но для статьи в целом это неважная деталь.

ОПК -- это не гуманитарное образование. это аналог (прямое продолжение) советских "обществоведения", "истории КПСС", "диамат", "истмат" и тому подобных предметов. преподаватели таких дисциплин редко остаются хотя бы просто людьми, даже если были ими когда-то (хотя исключения возможны, да; сам видел).

они обязаны нести, в том или ином фантике, только один мессидж (и, соответственно, чтобы оставаться людьми, должны вместо него подсовывать что-то другое): вы (ученики) должны стать такими, как мы -- шестерками при паханах. автор статьи это точно поймал, когда дал свою характеристику "человека православной культуры".

Date: 2011-09-27 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com
ФМД там просто как пример-подтверждение. Я тоже с Кураевым согласна, если он так написал. Деталь важная, потому что сводит все глубину на нет: у автора ностальгия по совесткому прошлому.

ну! так об чем и спич. проблема не в опк, а в советской системе гуманитарного образования, которое пока не преодолено (и что-то не заметно, чтобы скоро стало) в средней школе. эта система подразумевает как раз, что гуманитарный предмет должен обслуживать идеологию, а если он этого не делает, значит бесполезен и вреден. теоретически в другом контексте опк мог бы быть (ну и кажется официально задуман так) нормальным гуманитарным предметом.

Date: 2011-09-27 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
почти договорились))
автор -- конца 80-х годов рождения, так что вряд ли "ностальгия"; идеализация слегка, это да.

ну и маленькая деталь: опк задумывался все-таки не гуманитарным предметом, а "законом божиим" (это исторический факт конца 1990-х). качество "закона божия" прямо завязано на того бога, чей закон.

Date: 2011-09-27 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] fratello-lew.livejournal.com
В)
понятно, да.
"на того бога, чей закон" - в конце 90-х вроде все еще не так плохо было. ?

Date: 2011-09-27 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не "так" плохо, а "по-другому плохо".
вообще МП пошла вразнос с 1988 и очень быстро. романтизм неофитов начала 90-х только поддал жару этому процессу.

Date: 2011-09-28 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
А что такого стряслось в 1988? Тысячелетие крещения отпраздновали, что ли?

Date: 2011-09-28 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да. отпраздновали так, что отпали все государственные ограничения.

Date: 2011-09-28 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
Мистик Вы какой-то.
(deleted comment)

Date: 2011-09-27 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
по-моему, слишком сильный вывод из правильной посылки. "что-то" может сложиться в любом случае, в т.ч., что-то хорошее. но, конечно, любая частная деятельность должна быть вписана в реальный контекст.
(deleted comment)

Date: 2011-09-27 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
согласен.
социалистический, по-моему, в обществе в целом неслышен.
(deleted comment)

Date: 2011-09-27 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
музей -- да, но важнее -- в фабрику сувениров и предприятие магическо-фольклорных услуг.

потому что сейчас роль массовой религии перехватил телевизор. православие в телевизоре будет подчиняться жанру телевизора.

Date: 2011-09-27 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-pafnusha.livejournal.com
Статья любопытная, хотя ничего нового там нет ).

Загадочно,
что РПЦ как всегда пытается изобрести велосипед из позапрошлого века (уроки Закона Божьего в школах),
вместо обращения к опыту тех же католиков в сфере образования на Западе - частные католические школы, университеты.

Date: 2011-09-27 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ее цель -- не давать религиозное образование, а заменить октябрят, пионеров, комсомольцев и коммунистов, т.е. монополизировать госидеологию.
From: [identity profile] kot-pafnusha.livejournal.com
Несколько фантастическая цель, как мне кажется )

Интересный вопрос - верит ли сама патриархия в реальность такого сценария ?

Кураев конечно верит, но там ведь и умные есть
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
стратегическую цель Гундяев ставит точно.
From: [identity profile] be-it-so.livejournal.com
кем он себя-то видит при достижении этой цели? Новым Макарием Кипрским?
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Никоном до 1655 года, скорее всего.
From: [identity profile] be-it-so.livejournal.com
я думал, он умнее...

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 09:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios