аминь

Aug. 11th, 2011 01:24 am
hgr: (Default)
[personal profile] hgr
у Феликса Борисовича Березина важный комментарий по поводу количественных методов в психологии. опять интересные воспоминания о Лурии и, отчасти, Зейгарник. но главный интерес в теоретическом утверждении:

--------
Хочется начать с количественного подхода вообще. Мне придётся сослаться на Галилея, который считал, что задача науки измерить то, что может быть измерено, и сделать измеряемым то, что в настоящее время измерено быть не может. (...)

Что касается меня, то я не считаю, что для оценки всех аспектов сознания и процессов смыслообразования существуют адекватные количественные методы. Но для меня это только основание считать, что работа в этом направлении должна быть продолжена.

----------

вот и я уверен в том, что работа Галилея должна быть продолжена и в области психологии. Галилей угадал ту внутреннюю логику, которая присуща земным физическим процессам, и которую еще раньше угадали в Месопотамии применительно к небесной механике.

перед тем, как границы этой логики существенно расширились в физике 20 века, приходила физика 19 века с ее статистическими интерпретациями физических законов -- которые только и позволили подойти к новому логическому прозрению в квантовой теории.

вот что-то такое назревает и в психологии. в 20 веке мы уже прошли этап, аналогичный статистической физике 19 века. свой Больцман в психологии и психиатрии уже был, и не один. самое время, чтобы теперь пришел свой Нильс Бор.

не буду скрывать, что лично мои надежды на математизацию гуманитарного знания основываются на применении модальных логик.

Date: 2011-08-11 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] p-tzareff.livejournal.com
да вам бы и не удалось скрыть

Date: 2011-08-11 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
))

и это очень просто: гуманитарное знание на эксплицитном уровне неотделимо от, как сказали бы физики, "наблюдателя". в естественных науках к этому пришли только Бор и Гейзенберг, да и до сих пор это многими оспаривается.

а логики, в которых эксплицируется т.зрения, -- это и есть модальные логики (по определению).

Date: 2011-08-11 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] fbmk.livejournal.com
Для меня использование количественных методов - важный водораздел в лингвистике.
"Эссенциалисты", естественно, эти методы почти не используют.

Date: 2011-08-11 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, понятно.

Date: 2011-08-11 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-pafnusha.livejournal.com
Идея то бОгатая, однако кому осуществлять
- ежели самые одаренные ушли во владыки
и заняты текущими неотложными задачами по обьединению российских ИПЦ )?

Date: 2011-08-11 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
))

наука отдых от политики, политика отдых от науки (и экспериментальная база для нее же).

это как раз моя научная тема. агиография и т.п. мне не просто сами по себе интересны, но я надеюсь что-то теоретическое потом написать. а про психиатрию будет продолжение.

ин ша Алла.

а пока мы с mitr, пишем потихоньку совместную работу про модальные логики в естественных языках.

Date: 2011-08-11 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-pafnusha.livejournal.com
любопытно было бы почитать )!

Date: 2011-08-14 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] yurvor.livejournal.com
Испытываю к Вам огромную благодарность за ссылку на Березина. Удивительно, что такой человек вообще существует...

Date: 2011-08-14 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, удивительно.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 03:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios