hgr: (Default)
[personal profile] hgr
в 30 километрах к северу от Дамаска находится крупнейший в Сирии монастырь Богоматери Сайднайя. монастырь всегда был халкидонитским, ныне официально принадлежит Антиохийскому патриархату. в нем ок. 30 монахинь и послушниц, и это супермного (в Антиохийском патриархате уже почти нет никакого монашества).

это вид окрестностей Дамаска, по дороге в горы по направлению к монастырю.





а горы там вот такие. мусор у дороги — это там везде.




но сама деревня Сайднайя по внешнему виду отличается от арабских владений. это христианский район Маалула, здесь живут в основном сирийцы, здесь всё выглядит гораздо аккуратнее. кстати, эти сирийцы -- носители наиболее распространенного из западных диалектов новоассирийского языка; в западных диалектах, в отличие от восточных несторианских, все эмфатические согласные всё еще произносятся. такие диалекты распространены не только среди монофизитов, но и халкидонитов.




еще несколько поворотов по горным улицам, и вот он, монастырь.




он возник, по преданию, на том месте, где император Юстиниан увидел на охоте газель. это было (тоже по преданию, разумеется) в 547 году. Юстиниан хотел выстрелить в нее, но она превратилась в столп света. здесь на иконе всё это изображено. Юстиниан построил на этом месте монастырь, а первой настоятельницей здесь стала его сестра (это уж совсем по преданию -- что у Юстиниана вообще была сестра).




монастыри на Востоке обычно организованы как крепости – а кто нет, тех уж нет... 




вид от монастыря вниз, где ведутся какие-то раскопки. или не ведутся...




внутри там интересно. лестница с потертыми ступенями. монастырь известен во всем мире благодаря чудотворной иконе Богородицы. сейчас она полностью закрыта серебряной дверцей, возле которой постоянно кто-то молится. в приделе той церкви, где находится икона, под скамейкой сложено несколько разных костылей. их оставили те, кто исцелился возле иконы. в храме снимать нельзя, и мы не стали нарушать правила.




мозаика. возможно, она кому-то покажется знакомой )) по-арабски написано ровно то же, что и в греческом оригинале: Богородице предстоят Юстиниан и Феодора, его жена. мне показалось, что эта мозаика -- середины 20 века. надпись сверху -- "Помяни ны, Господи, во Царствии Твоем".




главный храм обители. это всё более поздние постройки. икона расположена не здесь, а в маленькой примыкающей к этому храму церкви. а здесь видны перила смотровой площадки возле колокольни.




вид со смотровой площадки на Сайднайю. Совсем нет минаретов, зато видны христианские церкви. но мечети есть и там, и все живут мирно. Сирия вообще отличается тем, что в ней мирно сосуществуют люди разных вероисповеданий. Наверное, это из-за того, что господствующая конфессия ни на кого не давит, а за этим следит государство. христиане находятся под особым покровительством Башира Асада и его жены Асмы. Асма говорила в интервью, что, будучи мусульманкой, она очень почитает икону Богородицы Сайднайскую и приезжает сюда помолиться. вообще говоря, в области религиозной политики современной России есть чему поучиться у Сирии.




вид в другую сторону. крыши на востоке -- важнейшая часть жилплощади. они активно используются.




а это вид от монастыря в горы. там выросли другие монастыри — разных конфессий. тот, что поближе, -- явно католический. на следующем снимке он будет более крупным планом. 




тот же вид поближе. самое главное, как говорят, строится на вершине горы.




на колокольне к колоколам приделаны такие трубки с молоточками для автоматизации звона. как минимум один колокол -- корабельный. на нем была какая-то надпись о принадлежности морскому флоту, но детали я забыл.




Александр как журналист всё фиксировал, но ничего так и не написал.

Date: 2010-04-06 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] benedicte.livejournal.com
Какая красота! Вы там были!!!
Я в Москве кстати прихожанка Антиохийского подворья, наш настоятель наверняка был в этих местах, тем более он сам сириец.
В Москве при подворье кстати есть две монахини, но они "не монастырские", то есть просто монахини в миру.

Date: 2010-04-06 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это одна из самых известных святынь арабо-христианского мира (и уж совсем самая первая -- если брать только халкидонитскую его часть).

я о ней узнал в 1990 году на уроках арабского языка. первый христианский текст на арабском, который наш преподаватель смог нам найти, был путеводитель по этому монастырю. тогда даже не верилось, что сподоблюсь туда поехать. впрочем, если бы не научные цели экспедиции к столпникам и не близость этого места к Дамаску, то я бы сюда не попал.

Date: 2010-04-06 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] benedicte.livejournal.com
Как я рада, что вы были!
Мне так точно там не бывать наверное...

Date: 2010-04-06 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
туда очень просто попасть из Дамаска, а в Дамаск очень просто попасть из Москвы.
главное -- не иметь в паспорте никаких отметок, связанных с Израилем.

Date: 2010-04-06 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] benedicte.livejournal.com
Так у меня то эти отметки есть, и еще будут не один раз, у меня же сестра в Израиле живет, и я сама мечтаю туда переехать со временем на пост док.

Date: 2010-04-06 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
тогда проблема. если тока не попросить в ФСБ второй загранпаспорт (но для этого, боюсь, надо будет пойти туда работать)...

Date: 2010-04-07 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] alex-pich.livejournal.com
Сейчас по прилету в Израиль можно попросить не ставить в паспорт никаких отметок, ну, правда, это в том случае, если старый поменяете. Я так делал.
А вот после Сирии в Израиль сложно. Меня за Сирийскую отметку в паспорте больше часа чуть ли не мордой в пол допрашивали в Бен Гурионе...

Date: 2010-04-07 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] benedicte.livejournal.com
А меня в Израиле очень долго и тоже фактически "лицом в пол" допрашивали о моей поездке в Тунис :-) причем самое смешное, не на въезде, а уже на выезде :-)))

Date: 2010-04-06 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] benedicte.livejournal.com
Отец Григорий, я что то вам пока писала коммент, вдруг вспомнила, как мне было худо в 2004 и как вы мне по моему даже звонили в Париж и приводили в чувство (или я вам звонила). Тогда меня так волновало то, о чем сейчас я даже и не думаю... Видите, все приходит и все проходит, так что может быть и до Дамаска я когда нибудь доеду :-)

Date: 2010-04-06 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот! ))
я уж не помню деталей, но было дело ))

Date: 2010-04-06 01:17 pm (UTC)
From: (Anonymous)
"главное -- не иметь в паспорте никаких отметок, связанных с Израилем"

и не представляться журналистами - или в вашем случае это не было проблемой на границе?

Date: 2010-04-06 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не знаю. никто не спрашивал профессию. или спрашивал? не помню. но проблемы точно не было.

Date: 2010-04-06 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mitr.livejournal.com
У Александра спросили профессию, он сказал, что журналист, никаких проблем не было.

Date: 2010-04-06 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ssklj.livejournal.com
"главное -- не иметь в паспорте никаких отметок, связанных с Израилем"

и не представляться журналистами - или в вашем случае это не было проблемой на границе?

Date: 2010-04-06 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] benedicte.livejournal.com
Меня тут бдительный и тактичный volk удаленным комментом поправил, что наш настоятель из Ливана.
И это правда, а у меня совсем иссохся мозг :-=)

Date: 2010-04-06 01:05 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я сам прихожанин Антиохийского подворья в Москве. И если мы говорим об одном и том же подворье, то наш настоятель ливанец.

[livejournal.com profile] volk

Date: 2010-04-06 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
на третьей фотографии с конца - белое пятно за монастырем - это снег там на горе?

Date: 2010-04-06 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да. там такое бывает.

Date: 2010-04-06 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] salim.livejournal.com
Не могу не подивится качеству дорожного покрытия.

Кстати на четвертой и седьмой фотографии снизу на крестах какие-то лампочки. Ночная реклама?

Date: 2010-04-06 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
дороги, если они не грунтовые, обычно хорошие. и сеть дорог потихоньку расширяется (т.е. асфальтируются грунтовки).

лампочки -- Вы правильно догадались ))
(deleted comment)

Date: 2010-04-06 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
точно. там наших снегов не бывает.

Date: 2010-04-06 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
красиво, только что-то все фото (и в прошлых постах тоже) какие-то мутные или нечеткие, как на мобильник снимали.

Date: 2010-04-06 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
частично на мобильник и снимал. увы.

Date: 2010-04-06 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
Очень интересно. Мозаика конечно реплика с равеннской, достаточно точная. А сестру Юстиниана звали Вигилянцией, она была замужем за Дульциссимом и от него имела 3 детей: Юстина (II, императора), Прэйекту (замужем за Ареобиндом) и Марцелла. Дата - сомнительна. Скорее наверно это можно относить к времени до 527 года...

Date: 2010-04-06 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо за поправку!

исторически история с охотой Юстиниана вообще едва ли имела место ))

Date: 2010-04-06 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
Почему же? - В 503 г. под командованием дяди Юстиниана будущего имп.Юстина I в Сирию против персов были наряду с прочими частями посланы и гвардейские (точно какие - не известно). Позже, в 518 году, Юстиниан - один из высших гвардейцев, называемых "кандидатами", и уже известен в гвардии (ему предложили венец поле смерти Анастасия).
--- Итак, Юстиниан, которому в 503 году шёл 22 год, вполне мог оказаться в числе посланных войск рядом со своим дядей. А охота для офицеров позднеримской армии - дело нормальное, обычное. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: ничего нереального в этой легенде нет (кроме превращения).

Date: 2010-04-06 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
легенда появилась тогда, когда Юстиниан давно уже был царем (и он в ней действует в качестве царя, т.к. иначе он бы не мог построить монастырь). точнее, можно думать, что легенда появилась сильно позже смерти Юстиниана.
вопрос лишь в том, насколько достоверна датировка основания монастыря юстиниановским временем. в этом тоже можно усомниться, причем, в обе стороны (существовала мода возводить всё значительное к Юстиниану, но при жизни самого Юстиниана существовало правило официальной историографии -- у Прокопия -- атрибутировать Юстиниану то, что было начато при Анастасии, а при Юстиниане лишь доделано или переделано).
если не ошибаюсь, письменных источников (древних) про Сайднайю не существует. а что говорят археологи (и говорят ли что-то) -- не вем.

Date: 2010-04-07 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
"легенда появилась тогда, когда Юстиниан давно уже был царем (и он в ней действует в качестве царя, т.к. иначе он бы не мог построить монастырь). точнее, можно думать, что легенда появилась сильно позже смерти Юстиниана"
- ну да, ну и что? --- сначла событие, потом память, потом легенда...

Date: 2010-04-07 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
впечатление такое, что для легенды Ю. неинтересен, если он не царь.

Date: 2010-04-07 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
Конечно.
Проезжал там в годы юности, пообщался, поохотился... Запомнили. А потом - связи старые вспомнили, связались с царём - он и бабок отвалил...

Date: 2010-04-07 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот не думаю, чтобы "запомнили".
агиография обычно не "помнит". она "вспоминает" ту реальность, которая ей нужна ))

Date: 2010-04-07 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
Согласен. Только я ж про другое. Про то, когда ещё никакой агиографии не было.
Был казус: гвардейский офицер, охотясь, встретил кого-то... Оказалось, что он сын известного генерала. - Возникла - как там это называется - быличка, что ли. (oral history)
А генерал меж тем стал императором, сын же из офицеров - в генералы, а потом - и в императоры. Люди это конечно же видят и отмечают, что это тот самый, с которым тогда я вот за руку здоровался... (амбиции местные)
Политика и экономика вклинилась: каким-то там монахам захотелось обитель построить. Тут и вспомнили про то, что нынешний-то император, похоже, как раз тут тогда и побывал. Послали к нему. А он посчитал дело это полезным для гос-ва. Послал деньжат. (история)
Монахи обжившись в какой-то момент, почувстввоали надобность в легенде - ВСПОМНИЛИ то, что под рукой было, и так, как им это виделось. (агиография)

Date: 2010-04-07 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ета версия предполагает в монахах нереальную и ненужную эрудицию ))

Date: 2010-04-08 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
Какая тут эрудиция!!!???!!! - дядька его вот тут живёт и видел этого офицера. А он ещё к его сестре клеился... Вот даже колечко ей подарил. А Аббат говорит, что этот царь наших монахов у себя во дворце принимает. Никакой эрудиции.

Date: 2010-04-08 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
обычно все обходится без таких вещей ))

отмечено, что агиографические легенды часто не используют те исторические данные, которые точно, что имелись под рукой.

Date: 2010-04-08 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
а вот это интересно! нельзя ли с примерами!?

Date: 2010-04-08 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Мученичество Поликарпа, там диалог П. с мучителями.

подлинные протоколы этих диалогов -- у Евсевия в ЦИ. ничего общего даже по сути.

Date: 2010-04-09 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] aviculus.livejournal.com
А почему у Евсевия подлинные?
И к тому же: почему Евсевий подилннее (с их точки зрения),чем их традиция ? Это как раз пример того, что СВОЯ традиция дороже. Значит говорит в пользу предложенного мною.

Date: 2010-04-06 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sverensis.livejournal.com
в Антиохийском патриархате уже почти нет никакого монашества

а чего так? у них наверно много строгостей в плане монашеской жизни?

Date: 2010-04-06 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
он суперэкуменический, впереди планеты всей. в США епископы даже не монахи (если я ничего не путаю).

Date: 2010-04-06 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] sverensis.livejournal.com
ой, в эту сторону я даже не подумал :) я очень мало знаком с тем, что за пределами нашей собственной конфессии происходит.

а епископы, которые не монахи, они женатые, что ли, или все-таки целибатные, но просто не берут на себя обычных для монахов аскетических обетов?

Date: 2010-04-06 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
целибатные (де юре, по кр. мере). но у них вид совсем не традиционный для православных. типичные обновленцы 1920х годов.

Date: 2010-04-07 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] alex-pich.livejournal.com
Был в Сирии в нескольких монстырях Александрийского патриархата, в том числе и в этом, но ничего сверхобновленческого не заметил, или это только для США характерно?
Кстати, там рядом есть еще один интересный монастырь. К нему из Маалюли надо пешком через расщелину идти вдоль речки, не помню, как он называется.

Date: 2010-04-07 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
для США. возможно, и для Дамаска и Ливана -- не знаю.

монастырь этот мне тоже неизвестен, увы.

Date: 2019-01-31 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] k4romanolga.livejournal.com
говорят, что "существует информационная путаница относительно Сайданайской (http://pravicon.com/icon-566) и Сейдной (http://pravicon.com/icon-502) икон". по ссылкам есть фото вариантов (в комментариях).

здесь https://vk.com/page-102542425_52030055 и вовсе утверждается, что "“Седная” (“ Сайднайя”)
Редкая икона – св. Марии, бабушки Пресвятой Богородицы и матери св. праведной Анны".

Вы что-то можете прояснить?

Date: 2019-02-02 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет. не разбираюсь в этом.

Date: 2019-02-03 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] k4romanolga.livejournal.com
думал, что Вы видели эту икону, когда были в Сирии.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 12:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios