hgr: (Default)
[personal profile] hgr
и даже в стихах и песнях.
у меня уже начинала подбираться коллекция (здесь и здесь), но потом дело затормозилось. и не так давно я понял, почему: потому что я выбирал только те произведения, которые мне нравились в общем и целом, а не только с психиатрической точки зрения.
поймав себя на этом, начинаю исправляться. буду теперь включать кое-что, приводящее меня в восторг, но только психиатрический (надеюсь, не психотический пока).

начнем с депрессии.
до этого я все любил песни Умки, но у нее своя депрессия -- очень образованного и очень думающего человека. она там понадумывает вокруг стока всего, что никакой сермяжной депрессивной правды не останется. конечно, этим и интересна, но для такой депрессии впору придумывать особую нозологическую категорию, наподобие того, как Ганнушкин придумал "психастению" специально для русской интеллигенции (и мы до сих пор пользуемся и, вернее сказать, злоупотребляем).
а настоящая хроническая депрессия выглядит иначе, бесхитростно:

I can't get no-o
sa-tis-fac-tion...



обычно говорят, что Роллингов сделала эта песня, но это то же самое, что сказать, что их сделала депрессия.
депрессия такая же бесхитростная, как истерия у ранних Битлз (периода до Rubber Soul, 1965, т.е. до наркотиков и индуизма).

депрессия у Роллингов всюду, они сделали свою музыкальную карьеру именно на терапии депрессии -- у себя и того парня и той барышни. кого-то это сильно отталкивает (истерия так не отталкивает никогда), и поэтому их популярность никогда не достигала популярности Битлз. но все же это были сравнимые величины. и секрет популярности был прост той простотой, которой бывает просто только гениальное:

1. заболевание должно быть массовым,
2. терапия должна быть эффективной.

условие (1) означало, что это и не major depression, но и не слишком интеллектуальная депрессия вроде Умки. это депрессия, условно говоря, "средняя" и по-настоящему массовая: не очень сильная, но хроническая и отравляющая жизнь, причем так, что главная причина дезадаптации -- снижение сексуальной функции. об этом особенно ясно в конце нецензурированной версии Satisfaction, которая у меня по ссылке в ролике (в более поздних версиях конец, кажется, редактировался).

но условие (2) означало, что психотерапевтический эффект должен быть настоящим: нужно петь не о депрессии просто, а о борьбе с депрессией, пусть и не приносящей видимых результатов. тогда результаты будут видимы в реале (по крайней мере, в виде хорошего функционирования больного во многих сферах жизни). поэтому в Satisfaction очень важно продолжение припева:

I can't get no satisfaction
I can't get no satisfaction
'cause i try and i try and i try and i try
I can't get no, i can't get no

без этого 'cause i try and i try не было бы никакого психотерапевтического эффекта. а так -- есть. задается очень дубовая, -- но именно такая тут и нужна, -- программа, как преодолевать депрессию. тут главное -- тупо "преодолевать, преодолевать, преодолевать". и это главный секрет. потому что тогда субъективно ощущаемое i can't get no как-то непонятно оборачивается во все-таки i can.

поэтому Satisfaction -- на самом деле гениальное произведение. возможно, оно предотвратило сотни тысяч самоубийств, а уж про помощь при снижении работоспособности и т.п. вообще говорить нечего.

------------
тут не удержусь от такой зарисовки.

послушал в сети с десяток каверов на Satisfaction. поют какие-то попсовые тетки и дяденьки, которые явно не понимают, о чем поют. они сами работают в жанре истерическом (попсы), и поют Satisfaction как истерическое произведение: мол, смотрите, какой я прекрасный, а вы мне все должны. получается какое-то опустошение содержания, как будто поют пустую оболочку: аутентичного содержания они не поют, а их истерика в Satisfaction никак не лезет, потому что Satisfaction -- это как раз о том, что это *я* такой, что у меня такие проблемы, а не потому, что все вокруг козлы и мне должны.

но есть одно (может, не одно, но я нашел лишь одно) исключение: Бритни Спирс. она поет совершенно по-своему, но точно зная, о чем. давать ссылку не буду, т.к. не хочу ее слушать и особенно видеть лишний раз без производственной необходимости (в эстетическом отношении она мне не близка), но просто хочу выразить свой восторг.

она и вообще вызывает у меня глубочайшее уважение: это пример очень для многих, как можно преодолевать такой тяжелый диагноз (у нее МДП) и выстраивать на нем психотерапию для себя и, очевидно, для многих других.

-------------

вот, напоследок, еще одна гениальная психотерапевтическая песня:

Роллинги отвечают на тест Люшера и жалуется на сексуальную дисфункцию (первейшее и наиболее быстро наступающее следствие депрессии, наряду с расстройствами сна):

I see a red door and I want it painted black
No colors anymore I want them to turn black
I see the girls walk by dressed in their summer clothes
I have to turn my head until my darkness goes...

но настоящее содержание песни -- опять о психотерапии, а не просто о болезни.
психотерапия здесь поймана точно на фазе перелома: еще не взятие Берлина, но уже выигранный Сталинград. больным применена интроспекция, и проблема визуализирована:

I look inside myself and see my heart is black
I see my red door and it has been painted black
Maybe then I'll fade away and not have to face the facts
It's not easy facin' up when your whole world is black

когда вещи названы своими именами, решающая битва выиграна (что, правда, не отменяет возможности все равно проиграть войну, потеряв все выигранные преимущества; но все-таки!)

человек уже увидел -- визуализировал -- источник депрессии в себе: он понял, что не в тот цвет покрашена дверь его сердца. как ее перекрасить в правильный цвет (красный -- цвет активности, особенно сексуальной) пока непонятно, но теперь "над этим можно работать".


</lj-cut>


Date: 2009-05-25 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] causa-siu.livejournal.com
получила истинное удовольствие от этого вашего рассмотрения песен, спасибо! Симтоматология времени, не только личного. Ещё бы рассмотреть в связи с Ллойдом де Мозом.

Date: 2009-05-26 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, для того времени депрессия -- один из лейтмотивов.
в психоистории же аз ни бумбум.

Date: 2009-05-25 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kotovski.livejournal.com
скажите, а как вы думаете, почему роллинги были популярны в странах, где люди английского не знали?

а пост прекрасный, рок как психотерапия -- очень богатая тема, как мне представляется. отдельное спасибо за теплые слова о бритни :)

Date: 2009-05-26 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
потому что в этих песнях слова -- не более, чем подписи на иконах. они объясняют и так понятное (просто ставят точки над ё). поэтому годится и неграмотным.

(no subject)

From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com - Date: 2009-05-27 11:09 am (UTC) - Expand

Date: 2009-05-25 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] para-bellvm.livejournal.com
Правильно!

Date: 2009-05-25 11:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egmg.livejournal.com
Спасибо, пркрасный анализ. Это очень ясная картина сублимации безумия в искусство. Просто блестящая демонстрация.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egmg.livejournal.com - Date: 2009-05-26 09:12 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egmg.livejournal.com - Date: 2009-05-26 08:04 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egmg.livejournal.com - Date: 2009-05-26 10:29 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2009-05-26 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
будет ))

Date: 2009-05-26 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] bv.livejournal.com
Очень хороший психотерапевт Алесь Куприн Alice Cooper. Т.е. для меня был в детстве.
А Shcool's Out или, например, Crazy little child - так до сих пор спеть могу со всеми словами. А версии с Маппетами - вообще шедевр. На мой низменный вкус.

Date: 2009-05-26 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
верю.
хотя сам только издалече зрел сего мужа и точию на картинах.

Date: 2009-05-26 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] phoba.livejournal.com
Замечательно!
Про Пинк Флойд расскажете? -)

Date: 2009-05-26 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
плохо знаю их. пока они у меня под диагноз не подстраиваются, а без диагноза я ведь не могу :-)

(no subject)

From: [identity profile] vatslav.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-26 04:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] timothei.livejournal.com
А как вам Mothers little helper?

Date: 2009-05-26 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
про средство от депрессии, я думаю.
увы, очень распространенное, хотя разрушительное.

Date: 2009-05-26 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] timothei.livejournal.com
Кстати для подобных штудий вам, наверное, было бы интересно послушать первый альбом Леннона Plastic Ono Band.

Date: 2009-05-26 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не люблю его слушать, поэтому нельзя ли точно сказать, что там "патологически интересного"?

(no subject)

From: [identity profile] timothei.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] orleanz.livejournal.com
" 'cause i try and i try and i try and i try

а Вы уверены, что тут речь идет именно о совете "не унывать" в общем смысле, а не про более "неправославную" рекомендацию как можно чаще менять партнерш по сексу?

Date: 2009-05-26 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
речь идет о том, чтобы всеми способами продолжать бороться с депрессий, в тч. и "неправославными" способами, разумеется.
что кас. промискуитетного поведения, то как раз там выражается желание противоположного.

Date: 2009-05-26 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-w1.livejournal.com
Это... Я, канешна, блондинка, но причем тут непременно болезнь? Проблемы могут быть и у здоровых людей, в том числе и проблема потери смысла. И поют о болезнях изредка, а в-основном, про любовь, ну и другие отношения. Ну и откликаются больше всего на тех, у кого больше эмоций, энергии, четкой направленности в принципе, то есть где смысл ярче виден. Или как мне пока хочется говорить: "где доминанта сильнее" :)

Date: 2009-05-26 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
разные люди поют о разном, но Роллинги -- почти исключительно о снижении сексуальной функции из-за хронической депрессии. но они поют не только о том, как это плохо, но и о том, как с этим бороться.

Сильно!

Date: 2009-05-26 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] pereslegin.livejournal.com
Хорошо, просто отлично!
А мне кстати всегда было интересно ваше мнение о Дилане (который Боб).
Все признают (да это и из хронологии понятно), что рок собственно начался с него-
и Битлз и Роллинги в полный рост стали тем кем они стали, только после знакомства с Диланом.
Вот было бы интересно ваше мнение о его первых альбомах (с Bob Dylan до Blonde on Blonde).
Мне кажется эти альбомы Дилана в музыке 60-х - это как теория относительности Эйнштейна в физике 20-х.
Особенно тексты...

Re: Сильно!

Date: 2009-05-26 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
примерно наслышан о его роли, но по-настоящему не знаю.

ранний (50-х гг. и самое нач. 60-х) рок-н-ролл было бы правильнее рассматривать как риутализацию сексуальной активности. это тоже, своего рода, психотерапия -- но не столько каких-то определенных расстройств, сколько симптоматическая (сексуальной гиперактивности). но к Бобу Дилану это м.б. применимо не особенно. это полностью применимо к Jerry Lee Lewis (классика жанра). Элвису Пресли (с большим налетом истерии и гомосексуальности) и к ранним Битлз (с сильным уклоном в истерию).

Re: Сильно!

From: [identity profile] pereslegin.livejournal.com - Date: 2009-05-27 05:52 am (UTC) - Expand

Re: Сильно!

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-27 06:22 am (UTC) - Expand

О депрессии

Date: 2009-05-26 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] 2u-tikki.livejournal.com
Очень наглядно, а главное - актуально! Спасибо, и ждем продолжения!

Date: 2009-05-27 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com
Совершенно потрясли, отец Григорий!

Я фанат Битлз и Роллинг Стоунз уж лет 20(с 11 лет) и во многом спасибо им, что спасли меня от многих невзгод. Тексты Роллингов, мне нравятся больше(до 72 года - дальше "попса" или просто они преодолели недуг)...

Битлы на мой взгляд, начиная с "револвер" стали создавать собственный мир, сказку... Поэтому, мне лично, хочется слушать их позднее творчество, когда хочется сбежать в иной мир...

А Роллинги... Они вывырочивают душу на изнанку. Хотя satisfaction, я не люблю, а вот No Expectation(с альбома Банкет Нищих-1968 года) - это манифест, особенно строки "I've got no expectations to pass through here again". А если взять их песню gimme shelter, то тут и без слов все ясно.

Теперь о "Битлз": не совсем согласен с вами, что Битлз в раннем творчестве - это истерия. У Пола возможно... А у Леннона есть песня I'm a Loser, например, ну и Help - это очень хитрое произведение: музыкально - это бравурный марш, можно сказать истерия, а в текстовом плане - это дисфория, на мой взгляд.

Кстати, своим виденьем песней Битлов, вы ответили на мой вопрос, который я себе задаю уже лет 20: "Почему мне не нравится хиты Битлз, а нравятся именно нераскрученные вещи". А все просто: хиты - это истерия, это желание понравится, это попытка с помощью антидепрессантов добиться оптимистического взгляда на мир и заработать кучу денег. А в не-хитовых песнях их прорывало: отсюда и I'm A loser и Not A second time и Misery.

Еще, я думаю, что Леннон сломался - отсюда его любовь к Йоко Оно(а она не его девушка, имхо), а Маккартни сумел овладеть ситуацией и жить с этим дальше: писать песни, рисовать. При этом он остается странным типом: он затворник, скуп и курит марихуану. То есть болезнь не преодолена, но управляема.

А Леннон мертв.

А Харрисон - ну его депресссия тоже сгубила: с одной стороны пьянство, но в то же время и кришнаитство, вещи несовместимые.

Ринго никогда не парился и живет спокойно, хотя и в меру бухает, как истинный англичанин:).

По поводу Try-try-try, это очень важная вещь. Я в трудные минуты повторяю эти строки - и они меня вдохновляют на новые шаги, а еще эти строки перекликаются со сценой из книги "Пролетая над гнездом кукушки", когда главный герой(Макмёрфи), не смог сбежать из психушки, не сумев разбить окно тяжелым предметом. Но на упрек пациентов: "А стоило-ли?". Он ответил: "Я хотя бы попытался!".

Я считаю, что пытаться надо, даже если ты форменный неудачник.

Date: 2009-05-27 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо за такой подробный отзыв!
полностью согласен с Вашими оценками Роллингов и Битлз, их хитов, сказок и -- тоже депрессии.

про "Полет над гнездом кукушки" у меня другой взгляд (я там сочувствую только одному герою -- медсестре, а позицию самого автора считаю психопатологической).

(no subject)

From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com - Date: 2009-05-27 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-27 08:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com - Date: 2009-05-27 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-27 09:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com - Date: 2009-05-27 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-27 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com - Date: 2009-05-27 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-27 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com - Date: 2009-05-27 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-27 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] comrade-dimge.livejournal.com - Date: 2009-05-27 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2009-05-27 11:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2010-07-26 07:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2010-07-26 07:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com - Date: 2010-07-26 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2010-07-26 07:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-06-13 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] better-days.livejournal.com
Спасибо, эта статья объясняет мои смешанные, но довольно сильные чувства по отношению к роллингам, и почти полное отсутствие интереса к битлам (кроме Helter Skelter, это вещь). Разве что в Paint It Black сексуальной дисфункции, кажется придается меньшее значение - ну, вроде бы, снижение либидо вызывает уныние, но главное все же не это.

Еще я бы добавил у них крайне характерную You can`t always get what you want на эту тему. Там же и самый яркий пример терапии - "But if you try sometimes you might find / You get what you need".

Только тебе не кажется, что... ты преувеличиваешь степень болезненности этих стихов и песен? Особенно у Ходасевича и Умки в первом посте и у Withing Temptation. Разве не играет роль некая "фотографичность", "эпизодичность", мимолетность песен и стихотворений? Лирический герой может испытывать те эмоции, которые изображаются в песне, постоянно на протяжении многих лет, а может только последние двадцать минут, а потом всё пройдет. Иногда да - в песне говорится о том, как долго и мучительно все это длится. Иногда (как вот здесь) - смутно намекается. Но во многих примерах указаний на это нет.

Date: 2011-06-13 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот и у меня к Роллингам больше симпатии, чем к битлам.

фотографичность играет огромную роль. поэтому мой анализ всегда применим к лирическому герою, но все совпадения с автором, если есть, случайны. для диагностировки автора эти произведения могли бы сыграть существенную роль, но далеко не определяющую. поэтому некорректно пытаться ставить диагнозы автору, зная только его лирического героя, да и вообще не наше это дело лезть в его личную жизнь.

(no subject)

From: [identity profile] better-days.livejournal.com - Date: 2011-06-13 08:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-06-13 08:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] better-days.livejournal.com - Date: 2011-06-14 10:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2011-06-14 11:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-16 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanrak.livejournal.com
А вот такая песня - терапевтическая?
http://www.youtube.com/watch?v=xHn_Kb4Dz40&ob=av2e

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 10:24 am
Powered by Dreamwidth Studios