hgr: (Default)
[personal profile] hgr
только сегодня увидел, как о.Иаков Кротов понял мою статью про Грузию (по его просьбе я прислал ее еще в рукописи):

И вот, например, известный наш отечественный византолог игумен Григорий (Лурье) из Петербурга в своей статье «С византийской точки зрения», которая сегодня опубликована в Агентстве печати «Новости» [не была )) публикация планировалась вообще на другом сайте, но там вышла заминка. -- hgr], пишет о том, что Российская империя призвана повторить подвиг Византийской империи, и что вот эта война и присоединение, в сущности, Южной Осетии к России – это замечательно, и надо бы идти дальше, ко всему быть готовым. И он объясняет почему. Потому что возможна, например, грузинская православная империя. Но, в любом случае, какая-то империя, православная империя в мире быть должна. Потому что иначе торжество либерализма, торжество позитивизма, агностицизма, антихристианства, и тогда здесь надо выбирать. Вспоминается лозунг афонских монахов XVII - XVIII веков: «Лучше чалма, чем тиара»*. То есть лучше мы будем в Оттоманской империи, чем будем с европейцами, вольтерьянцами и прочее. Соответственно, и сегодня главный враг – это европейский секуляризм, безбожие.
----
* Афоризм приписывается человеку светскому -- адмиралу (командующему флотом) Луке Нотаре, 15 в., еще до падения Византии. -- прим. hgr.

если почитать мою статью, особенно ее финальную часть, то должно быть, кажется, понятно, что меня, скорее, тошнит от приложения слова "православный" к какой-либо из современных империй, хотя бы только существующих в мечтах. даже в Византии (единственный сколько-нибудь удачный вариант православной империи) империя была, прежде всего, Римской, и во вторую очередь тоже римской, и даже в десятую очередь римской. и только где-то очень далеко потом -- православной (и это было правильно). но сейчас в постхристианское время никакой православной государственности, пожалуйста, не надо. подождем до Антихриста: он ее обязательно даст.

теорию Третьего Рима относительно Москвы я рассматриваю, в общем, так же, как преп. Максим Грек, который застал ее рождение: как тяжелое национальное заблуждение, на грани богохульства. что-то похожее на то, что сейчас происходит в Грузии. Россия заплатила за него сначала расколом 17 века, а потом утратой православной традиции. (а чем заплатила московская церковь -- даже и не хочу тут говорить).

и мне очень симпатичны мысли Н. Трубецкого о том, что Московия наследовала, на самом деле, вовсе не Византии (от которой ей досталось только всякое самоварное золото), а империи Чингисхана. это имело свои издержки, но получилось, в конце концов, очень здорово, и тем более этот опыт актуален сейчас, когда государство стало светским.

пойнт моей статьи был исключительно в том, что Россия должна возрождаться в качестве империи светской. эта идея, по сути своей, гораздо более привлекательна для грузин, чем идея ничтожной американской колонии. и только в качестве империи Россия может иметь друзей. и ее главным другом должны стать Соединенные Штаты Америки. но это чуть позже. а пока очень важно научиться дружить с Турцией.

Date: 2008-08-31 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] tisserant.livejournal.com
Да! Совершенно верно насчет империи Чингисхана!

Date: 2008-08-31 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] aelfhere.livejournal.com
Страшная штука идеология - идеологизированный человек понимает только две точки зрения: свою и прямо противоположную.

Date: 2008-08-31 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да.

и хорошая вещь психотерапия: учит видеть реальное разнообразие точек зрения.

Date: 2008-08-31 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] orleanz.livejournal.com
" должна возрождаться в качестве империи светской

у российской империи хоть была еще некая "идея", что типа несем свет православия языческим народам, и защищаем народы православные

а вам, значит, больше по душе вообще без идеи, только за счет грубой силы и цен на нефть?

Date: 2008-08-31 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
у российской империи вовсе не было такой идеи.
это современные православненькие напридумывали, дай им Бог здоровья.

что никакого православия специально не несли -- видно по работе с мусульманскими регионами (очень правильной) и по отсутствию работы (миссионерской) с язычниками Сибири (про святых миссионеров я тоже кое-что знаю; но мейнстрим составляли вовсе не они, а Синод, о чьей миссионерской деятельности доходчиво написано в рассказах Лескова).

идея империи -- это уже идея сама по себе. для кого-то она очень заразительна. для всех -- она мощное гравитационное поле.

Date: 2008-08-31 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] orleanz.livejournal.com
спасибо, понятно

кстати, for your information - я стараюсь задавать у вас в дневнике вопросы, могущие быть интересными для других людей тоже. этакая аскеза анти-флудерская.

вот сейчас, мне кажется, как раз такой случай когда другим тоже будет интересно прочесть ответ

Date: 2008-08-31 09:26 pm (UTC)

Date: 2008-09-01 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] fbmk.livejournal.com
Да, спасибо. Ваши вопросы немного прояснили самое непонятное и интересное.

Date: 2008-08-31 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] andber.livejournal.com
Империя Чингисхана - это был такой глобализационный проект. Нынешняя Россия изщ всех сил пытается противостоять глобализации (что на мой взгляд все равно, что остановит время). Ну издержки слишком велики.

Date: 2008-08-31 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
слово "глобализация" не несет в себе абсолютно никакого политического содержания. это такое же просто слово, как "демократия", "культура", "коммунизм" и тп.

Date: 2008-08-31 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] andber.livejournal.com
Современная глобализация - это расширение экономическх процессов до общепланетных масштабов, которое обеспечивается развитием информационных технологий. За экономической глобализацией ("политика - концентрированное выражение экономики") следуют соответствующие политические процессы, возрастание роли надгосударственных институтов за счет уменьшения полномочий национальных государств. Ну и параллельно идут культурные процессы. Россия сегодня ведет себя именно как национальное государство, только очень большое.

Date: 2008-08-31 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в политике очень многое происходит вопреки экономике. на практике это понимали (и даже этим злоупотребляли) даже марксисты.

Date: 2008-08-31 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] andber.livejournal.com
Вопреки экономике ничего происходить не может, т.к. экономика отражает развитие производительных сил, т.е. собственно, жизни. Политика, не подкрепленная экономическими ресурсами всегда плохо заканчивается. Можно, конечно, пытаться делать волюнтаристские рывки, но это всегда следствие некоей обреченности.

Date: 2008-08-31 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Вы излагаете только одну из существующих теорий исторического процесса, марксистскую.
существуют и другие т.зр.

Date: 2008-08-31 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] andber.livejournal.com
Их, всего три, современных. Блаженого Августина и Иоахима Флорского не в счет. Волновая - в общем-то продолжение или уточнение марксизма. А вот цивилизационная хороша только как инструмент в прикладной науке. Применительго к политике она превращается в национализм или еще чего похуже.

Date: 2008-08-31 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com
К экономике, разумеется, всё не сводится, но играть надо по карману. Это понимал даже такой заядлый марксист, как князь Иван Калита :). А марксисты как раз экономику игнорировали: ведь, как известно, нет таких крепостей... Ну и сели в лужу.
Бывают, конечно, экономические гиганты и политические карлики (пример - Япония). Но это всё-таки исключения, обусловленные историческими особенностями. А вот наоборот - не бывает. Не бывает (в совр. мире, по кр. мере) экономически слабосильных центров силы.
А глобализация - это, конечно, реальность (взять, напр., интернет). "Бороться" с ней - это всё равно, что плевать против ветра (если, конечно, не считать целью распил бюджетных средств на создание какой-нибудь очередной идеологии :).

:))

Date: 2008-09-01 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] k999.livejournal.com
Исторический материализм - неверен это доказала медицина Бернштейн. Экономика, позитивизм и "центры силы" - фигня :)) В основе всего - культура!

Re: :))

Date: 2008-09-01 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com
Предлагаю за это выпить!

Re: :))

Date: 2008-09-01 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] k999.livejournal.com
...не закусывая после первой!

Re: :))

Date: 2008-09-01 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] urukhaj.livejournal.com
Это ересь.

Date: 2008-08-31 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] andber.livejournal.com
Кстати, империя Чингисхана развалилась почти сразу после его смерти именно потому, что части империи ничего не связывало, сбор дани - это же не экономика государства.

Date: 2008-09-01 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
она уже возродилась, в начале 2008 г.. и именно в качестве светской.

а грузины сдохли. давно, еще при советской власти. ибо распад СССР начался -- видимо -- с того захвата самолета году в 1983-м, когда его захватили дети грузинских высоких чинов и попытались угнать, кажется, в Турцию. чтобы такое сделать, нужно потерять всякую связь с реальностью. а связь с реальностью может утратить только при медицинском безумии.
так что план с воздействием посредством силы не пройдет: для болевых ощущений нужно минимальное здоровье. его нет. а есть пререрождение, о котором более определенно можно будет говорить чуть позже, -- случаев смены национального самосознания в истории редки, наверное, тут даже правила не выведено.

Date: 2008-09-01 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com
----с того захвата самолета году в 1983-м, когда его захватили дети грузинских высоких чинов и попытались угнать, кажется, в Турцию.


Date: 2008-09-01 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
когда это случилось, интернета не было. нужно искать с газетных архивах.

Date: 2008-09-01 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
но интернет является их первоисточником.

Date: 2008-09-01 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] k999.livejournal.com
...чесно говоря, статья получилась слишком... простой. Немудрено, что без дополнительного обсуждения её каждый понимает по своему. К небольшой статье требуется увесистый коментарий :))

Date: 2008-09-01 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это ведь и не статья, а что-то вроде стихотворения.
а еще более честно -- заговора ))

Date: 2008-09-01 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] k999.livejournal.com
от слова "заговорить"? шаманство? :))

Date: 2008-09-01 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
именно. хотел написать это слово, но постеснялся. так Вы написали ! ))

Date: 2008-09-01 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] superdumm.livejournal.com
Совершенно не понимаю, как Москва могла наследовать "империи Чингисхана" (какой империи? Золотой Орде? Белой? Китаю?). Единственно, что я смог обнаружить "наследованного" - организация почтовой службы. Всё остальное, - от царского двора до фемного по сути устройства воеводств, - всё взято у Византии. Да потому что неоткуда было брать, кроме. Да, это не Запад - а никто и не говорил, что Византия должна быть похожа на варварские германские королевства.
Пожалуйста, не надо искать корни там, где их нет. Я могу русских вывести из страны Гипербореи - толку-то от этого, очередное поэтико-мифологическое упражнение в духе Фоменки.

Date: 2008-09-02 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] d-igor-po.livejournal.com
На АПН у Крылова не сложилось из-за идеологич. разногласий с Крыловым? (Он как раз выглядит сторонником нац. государства, даже если и большого)

Date: 2008-09-02 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет. там просто ресурс приостановлен.
Page generated Jan. 2nd, 2026 03:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios