hgr: (Default)
[personal profile] hgr
происхождение январской даты.
вот тут я уже предполагал, что латинское 18 января могло быть ошибкой вместо 16 января при переводе в обозначения римского календаря (15 день до февральских календ = 18 января). теперь можно это утверждать с уверенностью, но есть разные другие проблемы.

Capelle 1926 и за ним остальные пишут, что дата 18 января появляется только в галликанском обряде и потом мало куда выходит за его пределы (выходит, вообще-то, к кельтам, но их обряд тоже можно считать "галликанским"). сама дата впервые появляется в некоторых (галликанских) ркп. Иеронимова мартирология где-то в 7 веке (по датировке ркп.; более точно этот редакционный слой датировать не удается, хотя некоторые материалы Иеронимова март. восходят даже к 5 в., а к 6 -- много).

однако, древнейшие источники по этой дате -- не календарные ркп., а какая-то проповедь Кесария Арелатского "quae in festivitate scae mariae dici potest" (необходимо посмотреть ее в новом издании!!! -- и в CCSL, и в SC; пока я сужу о содержащейся в ней календарной информации с чужих слов, а это в данном случае особенно ненадежно) и Григорий Турский, Liber in gloria martyrum, 8 (ed. in MGH, Merov., Gr.T., II, p. 493), который описывает некое чудо, случившиеся во время этого праздника в Оверни (где тоже был галликанский обряд). оба источника от первой пол. 6 века, и оба дают для праздника дату "середина января". Капелль и за ним все считают, что это дата приблизительная, а я думаю -- точная. для января это даст точно 16, т.е. точно коптскую дату!

формулировка Григория Турского: Huius festivitas sacra mediante mense undecimo (счет от марта, т.е. это январь) caelebratur.

еще примечательно, что у Григория Турского поминается ангельское пение -- как в коптском древнейшем источнике (слове Феодосий Александрийского) по этой дате: angelicis choris canentibus, in paradiso, Domino praecedente, translata est. (да, тут это праздник еще единственный, поэтому сразу Assumptio, а не одно только Depositio). (вообще говоря, в гл. 4 того же трактата Григорий Турский рассказывает об успении в доме Марии там же, где произошла 50ца, чем явно намекается на Сион; т.е. рассказ Григория зависит от Transitus'ов семейства "Сион и пальмовая ветвь"; от этого же семейства производным является коптское слово Феодосия Александрийского). "Сион и пальмовая ветвь" -- древнейшее семейство "транзитусов", точно не позднее 4 века в древнейших из дошедших редакций, но ангельское пение перед взятием плоти Богоматери на небо там появляется лишь в редакциях не ранее второй пол. 5 века (моя датировка в статье Lourié 2007), когда погребение и вознесение плоти разводятся более чем на несколько часов. в древнейших редакциях это все происходило в один день, а часы у могилы были заполнены беседой (фактически, собором) апостолов, с важными каноническими постановлениями. когда дней стало три (или 205), то пришлось убрать содержательную часть и просто включить музыку.

итак, для галликанского обряда нужно считать исконной именно коптскую дату 16 января, а не более познюю дату 15 календ февраля (т.е. 18 янв.).

в принципе, галликанский обряд, в отличие от остальных латинских, имеет восточные корни и особенно близок разным богослужениям Антиохийского патриархата (там где и Ефес). поэтому посмотрим, что там есть дальше.

сразу видно, однако, что моя гипотеза о римском происхождении даты 16 января неверна: во-первых, тогда бы не было такой ошибки, во-вторых, галликанский обряд в Римском патриархате стоял особняком и не был характерным для всего прочего. галликанский обряд толкает нас то ли в Антиохию, то ли, скорее, в Ефес.

самый ранний текст с январским успением -- это транзитус S 3 (сирийские "шесть книг" об Успении БМ, первая пол. 5 в.), правда, там дата Успения -- дата Рождества Христова, 6 января. сам текст представляет собой древнейший и едва ли не оригинальный транзитус семейства "Вифлеем и каждения", с подробным рассказом (в предисловии) о перенесении именно из Ефеса в Палестину рассказа об Успении. в статье Lourié 2007 я постарался показать, что это еще дохалкидонская попытка палестинской адаптации ефесской традиции Успения, и что остальные богородичные праздники этого текста -- 15 мая и 13 августа -- тоже палестинские (причем, 15 мая -- тоже Рождество Христово, но палестинское; поэтому обе даты Рожд. Христова стали еще и богородичными праздниками). S 3 известен также в арабской и эфиопской версиях, но там весь календарь модернизирован.

январская дата в S 3 вовсе не доказывает ее ефесского происхождения, но зато доказывает, что январская дата была актуальна в пору перетягивания ефесских традиций почитания БМ в Палестину.

аутентичная ефесская дата Успения -- скорее всего, та, что сохранилась в ефесском рассказе об Успении (с похоронами в Ефесе), 23 мая (иййяра). она сразу вызывает в памяти цикл Иоанна Богослова.

память Иоанна Богослова 8 мая -- это 6.VIII при счете по календарю К364 от 1 октября. если же считать по тому же календарю (К364, в редакции 2 Еноха) от "середины месяца" (выражение Григория Турского) октября, т.е. от 16 октября, то как раз и получаем 23 мая. "этимологически" это восходит к двум способам счета начала месяцев и года, от новолуния и от полнолуния, которые всегда существовали параллельно.

получаем, для Ефеса, что даты для памяти Иоанна Богослова и Богоматери, как это и подобает, образовывались аналогично, с аналогичным смыслом (поэтому и только для них двоих в календарях есть слово Assumptio и его греч. аналоги: вид смерти подразумевался какой-то непростой...).

переход от 16 октября к 16 января мог иметь смысл там, где имел смысл S 3 -- в Палестине. но это была уже следующая фаза развития календаря, когда захотелось сделать отдельный праздник от Рождества Христова, но все еще в цикле Рождества, и когда уже надо было как-то связать его с августовским праздником в церкви Кафизма (а исконно этот праздник тоже входил в цикл Рождества: "кафизма" -- место первой остановки на пути в Египет).

поэтому для "коптского" цикла Успения самое вероятное время введения -- предхалкидонская эпоха, деятельность в Палестине императрицы Евдокии (ср. Lourié 2007, где еще всякие факты об этой деятельности).

Date: 2008-05-02 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
Это вот эти проповеди? А номер какой?
Sermons au peuple / Césaire d'Arles. Trad., notes et index par Marie-José Delage . - Paris : Éd. du Cerf . - (Sources chrétiennes ; ... )
(Sermons 1-20) / par Marie-José Delage , 1971 . - 506 S. . - (Sources chrétiennes ; 175 )

Date: 2008-05-02 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
там три тома, 80 проповедей

Date: 2008-05-02 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
а, вот есть еще Sermons sur l'écriture / Césaire d'Arles. Texte critique par G. Morin. Introd., trad. et notes par Joël Courreau . - Paris : Éd. du Cerf . - (Sources chrétiennes ; ... )
(Sermons 81 - 105) , 2000 . - 455 S. . - 2-204-06333-9. - (Sources chrétiennes ; 447 )

Date: 2008-05-02 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
и вот еще
1.Autor/in LinkCaesarius
2.Autor/in LinkMorin, Germain [Hrsg.]
Ansetzungstitel LinkOpera
Titel LinkCaesarii Arelatensis opera
Verfasserangabe [studio et diligentia Germani Morin]
Verlagsort Turnholti
Verlag LinkBrepols
Formatangabe 25 cm
1.Serientitel LinkCorpvs Christianorvm : Series Latina ; ...
Übergeordn. Serie Corpus Christianorum / Series Latina. 1954 -
Band 1, Sermones. Pars 1. Continens praefationem, sermones de diversis et de scriptura Veteris Testamenti. 2. ed.. 1953
Band 1, Sermones. Pars 2. Continens sermones de scriptura Novi Testamenti, de tempore, de sanctis, ad monacios, cum adpendice et indicibus. 2. ed.. 1953

Date: 2008-05-02 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, это первое критич. изд.
оно перепечатано в SC с пер. и комментариями (поэтому, если выбирать, то SC лучше, а лучше -- и то, и то, т.к. в критич. изд. все варианты ркп., а в аппарате SC, возможно, не все).

Date: 2008-05-02 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
а это уже лишнее, кажется.
д.б. на праздник, а не экзегетика.

Date: 2008-05-02 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
эти сурсы есть в сканах, которые я тебе присылал

Date: 2008-05-02 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
из перечисленного тока 175-й сурс есть, щас пришлю. На вс. случай - есть еще популярный англ. перевод Кесария: Sermons 1-80 (N.-Y., 1956)

Date: 2008-05-02 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
тогда если в 175 не найдется, я схожу в бубультеку гляну остальные два тома.

Date: 2008-05-02 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо! я тут напишу, если найдется.

Date: 2008-05-02 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в первых 80 номерах нет.
нужна проповедь, где что-то (хотя бы) про Богородицу.
спасибо!

Date: 2008-05-02 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
Вы т.е. все три тома просмотрели? Ладно, схожу гляну другие.

Date: 2008-05-02 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет, это только т.1.

Date: 2008-05-02 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо! мне бы и англ. тоже.

Date: 2008-05-02 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
послал. кстати наука дошла до распознавания дежавюшек, в рез. чего очень удобно искать по ключевому слову.

Date: 2008-05-02 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо!
счас внимательно просмотрел том SC -- там этого нет.
а в предисловии вообще сказано, что на праздники БМ ничего у Кесария нет. но тогда надо посмотреть, как этот издатель интерпретирует глоссы соотв. ркп.

Date: 2008-05-02 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
нашелся еще т. 2: SC 243-Cesaire d'Arles_Sermons a peuple II, щас пришлю.

Date: 2008-05-02 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
о, ура! спасибо! мне и вообще эти томики пригодятся.

Date: 2008-05-02 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
а третий том под номером 330, может где найдешь в закромах:-)

Date: 2008-05-02 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
не, закрома уже закончились )
распознавалка дежавюшек кстати есть в последнем файнридере, 9-м.

Date: 2008-05-02 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
только у меня его нет:-(

Date: 2008-05-02 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
а проповеди на писание сурс номер 447

Date: 2008-05-02 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
абыдно - 448 и 9-й есть, 7-го нет

Date: 2008-05-02 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
может, все-таки в нем надо искать? уж не знаю теперь.
кажется, в современной науке посчитали, что Кесарий проповедовал о БМ не на праздник. на такое необходимо проверять.

Date: 2008-05-02 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
ну поищем в нем и в проповедях на Писание тоже на всякий случай

Date: 2008-05-02 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
остается т.3 и проповеди на Писание.
содержание проповеди -- просто о Марии.
спасибо!

Date: 2008-05-03 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
судя по англ. переводу всех 80, в т.3 тоже не будет. так что тока проповеди на Писание.

Date: 2008-05-02 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
еще есть 243 сурс, это второй том проповедей, он в дежавю, посмотри там сам, ладно, а то я не умею их распознавать

Date: 2008-05-02 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
Ок, я уже нашел.

Date: 2008-05-02 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
т.2 в SC просмотрел. опять нет, увы.

Date: 2008-05-02 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, эти. там 3 тома, кажется.

проповедь нужна только одна, но я не знаю, какая именно. она не была опубликована до сер. 20 в. (или была, но по плохой ркп. и под именем Августина).

там д.б. про festivitas mariae. можно найти по указателю на "Марию" (т.е. БМ).

спасибо!

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 12:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios