hgr: (Default)
[personal profile] hgr
побочным результатом научной деятельности иногда становятся публикации для народа, то есть такие публикации, которые может прочитать более 10 человек, понимая при этом более 50% содержания.
эти публикации имеют обычно один главный научный смысл: дать некое новое обобщение большого и уже известного (хотя бы для узких специалистов) материала. для этого требуется переписывать очень много уже известного. делать это в жанре классической научной монографии -- где научной новизны на небольшую статью, а материала на 400 или 500 страниц -- крайне муторно.

поэтому один из двух моих главных учителей -- М. ван Эсбрук -- вообще таких монографий не писал. он писал только краткие статьи со ссылками на другие свои статьи, и кто хотел, те могли прочитать все его разветвленные публикации. неудобно, конечно, но зато он не отвлекался на разжевывание. это был Моисей без своего Аарона (впрочем, я еще не оставляю надежды выступить в качестве Аарона для МвЭ). другой мой учитель, Иоанн Мейендорф, для тех же целей писал особого типа монографии -- для народа. в них ранее известный материал излагался не по принципам научной монографии, а по принципам учебника. Мейендорф, в отличие от ван Эсбрука, видел перед собой не только академическую аудиторию, и эта аудитория была для него интересна.

в учебнике приходится тратить много времени на разжевывание, но это не такая бессмысленная работа, как разжевывание для тех, кто и сам уже все это должен знать. в учебнике нужно уметь вписать свой материал в жизнь -- одновременно в жизнь исторических персонажей и твоих нынешних читателей. тогда твои мысли будут в течение первых 20 минут после прочтения всасываться читателям в кровь, а через 10 или даже 5 лет модифицировать следующее поколение читателей генетически. для этого нужно и самому понимать свой материал глубже, чем только интеллектуально (и достижение такого понимания -- главный стимул, чтобы все-таки писать учебники. оно того стоит, хотя кабинетная наука вообще не предполагает такого аспекта деятельности).

поэтому удачно написанный учебник обязательно заденет кого-то лично: ведь он обязательно заденет какие-то базовые жизненные установки (если же не заденет, то, значит, автор своей задачи не выполнил: сообщаемая им сумма сведений оказалась никак не связанной с жизнью).

за свою жизнь я написал 4 учебника, из них издал 3, и еще над парой-тройкой работаю. выход каждого учебника сопровождался взрывом кого-нибудь из моего на тот момент окружения в среднем радиусе дальности-близости. Вопрос: кто следующий в этом ряду:

1. Мейендорф с комментариями (1997) -- "взорвался" Сидоров,
2. "Призвание Авраама" (2001) -- "взорвался" Мосс,
3. ИВФ (2006) -- "взорвался" Дунаев (это, считай, "Сидоров сегодня": вершина корпоративного МПшного интеллектуализма),
4. "Москва и Киев" (2007 -- должна выйти через несколько месяцев; точное название там более сложное) -- кто?

хочется верить, что в моем среднем радиусе уже все "повзрывались", минных полей больше нет. но верить в такое как-то боязно :-)
поэтому жду-не дождусь: кто там у меня на очереди?

Date: 2007-01-30 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
"ПА" -- 2000, а не 2001.

Date: 2007-01-30 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
я думаю, на МиК взорвется Еухенио:-)

Date: 2007-01-30 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это будет не в счет, т.к. на подобные темы он уже давно реагировал соответствующе.
его это не заденет как-то особенно лично. но ведь будет же кто-то, кого заденет? зря я, что ли, старался?

Date: 2007-01-30 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
а таки что Вы скажете на sachliche Kritik, всякие "мелкие" неточности?
Будет второе исправленное и дополненное переиздание?

Date: 2007-01-30 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
переиздание с учетом подобной критики уже готовится. но, конечно, всякие наезды по иудейской части или за "паламитское" прочтение Каппадокийцев не принимаются.

строго говоря, период 350--450 гг. я должен прочитать глазами 6-8 веков; это необходимо для книги. а более ранний период можно было бы совсем пропустить, но я воспользовался поводом дать краткий очерк новой для наших читателей темы. тема оказалась еще более новой, чем я подозревал изначально; значит, такой очерк тем более нужен. но тут надо будет когда-нибудь написать нечто более серьезное.

собственно, нужна монография по христианскому (назовем его так; это будет правильно) богословию от 6 (или хотя бы 3) века до РХ по 3 в. по РХ, с естественным фокусом на 2 в. до РХ -- 1 в. по РХ. тогда "богословие НЗ" и мужей апостольских займут свое законное место.

но мне не хочется писать такую монографию, исходя из современного уровня науки. тут сам уровень очень быстро меняется, и важнее сосредоточиться на фундаментальных исследованиях. но фундаментальные исследования требуют других публикаций.

Date: 2007-01-30 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] kirrr.livejournal.com
всякие наезды по иудейской части или за "паламитское" прочтение Каппадокийцев не принимаются. строго говоря, период 350--450 гг. я должен прочитать глазами 6-8 веков
............
Ну это-то понятно, и насчет "глазами 6-8 веков" тоже, Вы же прямо пишите, что необходимо разобраться не в том, как понимали св.ГБ в 4 веке, а как его понимал св.МИ в 7, странно что Данувиус и прочие критики это проигнорировали.
Но вот почему Вы совсем выпустили корпус ДА?

Жалко что не хочется. Но кто-то же должен:-)

Не по теме

From: [identity profile] danuvius.livejournal.com - Date: 2007-01-30 12:25 pm (UTC) - Expand

Re: Не по теме

From: [identity profile] kirrr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 12:29 pm (UTC) - Expand

Re: Не по теме

From: [identity profile] danuvius.livejournal.com - Date: 2007-01-30 03:39 pm (UTC) - Expand

Напоминание

From: [identity profile] danuvius.livejournal.com - Date: 2007-02-25 09:22 pm (UTC) - Expand

Re: Напоминание

From: [identity profile] kirrr.livejournal.com - Date: 2007-02-25 10:58 pm (UTC) - Expand

Re: Напоминание

From: [identity profile] kirrr.livejournal.com - Date: 2007-03-10 10:00 pm (UTC) - Expand

Re: Напоминание

From: [identity profile] danuvius.livejournal.com - Date: 2007-03-11 12:35 pm (UTC) - Expand

Re: Напоминание

From: [identity profile] kirrr.livejournal.com - Date: 2007-03-11 05:28 pm (UTC) - Expand

Re: Напоминание

From: [identity profile] danuvius.livejournal.com - Date: 2007-03-13 03:47 pm (UTC) - Expand

Re: Напоминание

From: [identity profile] kirrr.livejournal.com - Date: 2007-03-21 05:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-01-30 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] birr.livejournal.com
*всякие наезды за "паламитское" прочтение Каппадокийцев не принимаются.
---------
не принимаются потому, что Вы уверены на 100 проц. в концепции, изложенной в книге, или потому, что Вы считаете, что у каппадокийцев не может не быть паламизма? Если последнее, то ведь можно искать у них паламизм, двигаясь несколько иными путями, чем Вы..

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 06:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 06:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 07:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 07:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] birr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 08:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-01-30 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
все-таки Данувиус мне очень симпатичен. поэтому надеюсь, что для него эта травма не будет такой, как для Мосса, т.е. что он теперь не зациклится на ней, а сможет переработать и расти дальше.

Date: 2007-01-30 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] burbalka.livejournal.com
а я реально жду книжечки. презентуем её в минске? %-)

Date: 2007-01-30 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
последнюю? я хочу, чтоб ее и в Берлине презентовали.

(no subject)

From: [identity profile] burbalka.livejournal.com - Date: 2007-01-30 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burbalka.livejournal.com - Date: 2007-01-30 01:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-01-30 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Травма разочарования в хгре? Да я давно иллюзий не питал, просто такой открытой наглости не ждал. Мне-то что, травма была бы для хгра, не будь он такой пофигист и живи бы он в том самом "западном научном сообществе", которое ТАКИХ ляпов не прощает.

(no subject)

From: [identity profile] hgr.livejournal.com - Date: 2007-01-30 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com - Date: 2007-01-30 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mon-kashshenka.livejournal.com - Date: 2007-02-04 10:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kirrr.livejournal.com - Date: 2007-03-10 10:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mon-kashshenka.livejournal.com - Date: 2007-03-11 11:00 am (UTC) - Expand

Date: 2007-01-30 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
а у него здесь нет никакой новой травмы. просто очень больно нажали на место старой.

Date: 2007-01-30 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] burbalka.livejournal.com
но вообще, хгр, ты - сила.

Date: 2007-01-30 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] old-pomor.livejournal.com
Мне кажется, что из первых трех книг, только ИВФ – настоящий учебник, очень легкий и увлекательный. А написать хороший учебник гораздо труднее, чем научную монографию. Для любого преподавателя – это аксиома, и реакция Данувиуса в этом смысле совсем не адекватная. Таково мое мнение, человека "внепартийного" и имеющего преподавательский опыт.
Вас, отче, спасает школа "естественников", где не пишут учебников-скороспелок, как это нередко бывает у "гуманитариев".:) Как говорила наш профессор "баба Оля", ученый с мировым именем в своей области: "Знаете, я сама некоторые вещи поняла, читая свой курс по десятому разу".:))) В этом смысле Ваш учебник - очень зрелый и уже классический, а всякие ашипки - на 500 страницах - неизбежны и поправимы в переиздании.

Date: 2007-01-30 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот и мне было интереснее (еще во время чтения лекций) понять тему до уровня учебника. в этом и стимул писания таких штук (и еще поэтому я не хотел издавать конспекты лекций, т.к. стояла цель все-таки написать учебник, а не конспекты).
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
следующие поколения читателей будут давать шоколадное молоко

Date: 2007-01-30 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Чуть-чуть рядом ошиблись. Я себя мыслю в другом списке: Асмус--Хосроев--Дунаев. А 3 место для окружающих Вас лиц пока вакантно. Кстати, у Хосроева весьма точное наблюдение, какие богословские выводы на каких филологических основаниях Вы делаете. Но Вы молодец, что опубликовали у себя эту рецензию, в этом я Вас одобряю.

Date: 2007-01-30 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
просто Асмус и Хосроев для меня -- не "окружение". Асмус живет на луне, и нормальные люди никогда не узнают, кто такой Асмус, и какие у него были мировоззренческие проблемы (но, впрочем, он выразил где-то позицию Сидорова, с которым мы когда-то общались), а Хосроев -- это именно смешно и в Вашем стиле: "богословские выводы на филологических основаниях" (а надо просто пить меньше пива). но как филолога я и его ценю. дай ему Бог здоровья.

Date: 2007-01-30 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Да, а еще очень замечательна Ваша оценка своих примечаний в чужой книжке как "учебника". Ну, для российской глубинки оно так и стало, возможно, но присоединяться самому к этому печ. факту как должному -- значит становиться на ту же планку.

Date: 2007-01-30 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Вы ничего не понимаете в теории СМИ.

Date: 2007-01-30 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
/4. "Москва и Киев" (2007 -- должна выйти через несколько месяцев; точное название там более сложное) -- кто?/

Был бы Холмогоров, наверно, он.

Date: 2007-01-30 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, м.б.
а так и не знаю, кого звать.
From: [identity profile] andreurm.livejournal.com
тогда твои мысли будут в течение первых 20 минут после прочтения всасываться читателям в кровь, а через 10 или даже 5 лет модифицировать следующее поколение читателей генетически.

Широкий размах! :)
Вы не допускаете мысли, что Ваши труды через 10-20 лет будут рассматриваться как хрестоматийный пример тщеславного честолюбца, пропустившего историю через призму гордыни явного предпочтения собственных взглядов, а через 30-... лет вообще забудут про Ваши труды?
Page generated Jan. 1st, 2026 12:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios