hgr: (Default)
[personal profile] hgr
меня спрашивают, а мне и самому, как я понял, надо бы знать...
кто считается апостолом Франции? Сен-Дени (Дионисий Ареопагит)? Но это ведь, кажется, культ, возникший сильно после крещения Хлодвига. а что было в раннем средневековье?

Date: 2006-01-07 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] rodgar.livejournal.com
in the early MA there was no France per se (before Clovis) - hence, only big cities had their patron saints. like Tours.

Date: 2006-01-07 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это ясно. вопрос точнее можно сформулировать так:
как была оформлена идеология крещения Хлодвига.
вероятно, об этом есть специальные работы, но я незнаком с этой библиографией.

Date: 2006-01-08 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kleymionov.livejournal.com
идеология крещения Хлодвига

А у Б.А.Успенского в "Царе и императоре" о Хлодвиге ничего нет (хотя там лишь помазание на царство) - или это не серьёзно?

Date: 2006-01-08 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Б.А. Успенский всерьез читал только русский материал, а методологические представления у него довольно дикие. но как обзор русского материала -- читать его следует.

Date: 2006-01-07 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nectarius.livejournal.com
Традиция отождествлять Сен-Дени с Ареопагитом - позднейшая по отношению к возникновению самого культа.

Date: 2006-01-07 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да. но культ епископа -- какую природу он имел изначально?..

Re: вариант

Date: 2006-01-07 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
о! большое спасибо! это именно то, о чем я спрашивал.

Re: вариант

Date: 2006-01-08 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, Ремигий. правда, говорят, это легенда 9 в.
а вот интересно, какая была легенда в 5-6 вв.

Date: 2006-01-07 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
а вот здесь тоже оч. интересно:
Clovis, le premier roi des Francs, qui se convertit au christianisme avec ses troupes en 496, choisit Paris pour capitale principalement à cause de la vénération de saint Denis. Cette décision marqua le début de l'ascension du petit bourg situé dans l'île de la Cité.

Date: 2006-01-07 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] alta-voce.livejournal.com
Да. Но, город Лютеция в этом месте был уже со времен, минимум, Цезаря.

В целом же похоже, что единое мнение на счет евангелизации Франции отсутствует. Что логически объяснимо, ибо она крестилась долго и по частям, не отличаясь цельностью . Св. Виктор в Марселе - век еще, кажется, II. Но о том, что он крестил Францию, речь не идет.

Date: 2006-01-07 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, разумеется. важны легенды, связанные с эпохами объединения разных частей фр. земель.
впрочем, локальные легенды тоже были бы (мне) весьма интересны.

Date: 2006-01-07 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] alta-voce.livejournal.com
Чего б мне очень бы хотелось - но нет такого, и кто ж напишет? - систематические жития святых от грамотных историков.

Date: 2006-01-07 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
есть такие. на немецком при греческом монастыре недавно выпустили очень полное собрание житий раннехристианских святых.
у нас в Германии тоже готовится на основе католических и прочих серьезных штудий.

Date: 2006-01-07 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alta-voce.livejournal.com
Буду смотреть. Все, что попадались до сих пор, мягко говоря, неадекватны. Чтение для воскресных школ.

Date: 2006-01-07 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
это специальные и очень дорогие издания.\могу посмотреть выходные данные, может, в библиотеке удастся найти.

Date: 2006-01-07 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alta-voce.livejournal.com
Да, понятно, по деньгам не потяну. Останется ждать пиратских дисков каких-нибудь.

Date: 2006-01-07 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
сейчас идет проект: Hagiographies:
http://www.corpuschristianorum.org/series/cchag.html
нужный период в т.1, в основном. но там трудно разобраться, когда спрашиваешь именно про определенные черты культа.

Date: 2006-01-07 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alta-voce.livejournal.com
Спасибо! Буду послеживать.

Date: 2006-01-07 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
Хлодвиг крестился 25 декабря 498 г. (старая датировка: 496).
Сначала влияла жена-христианка Хродегильда. Потом он воевал в союзе с Сигебертом (помнишь: Сигебер-король…), королем рипуарских франков против аламаннов. Дал обет в случае победы креститься. Большую роль здесь сыграл епископ Реймса Ремигий. Еще он был православным. а не арианин. Хлодвиг и его военачальники, то есть крещение народа, как я понимаю. Сняв амулеты, они вошли в купель. Событие сопровождала историческая фраза епископа: «Склони голову твою, (гордый) сикамбр, поклоняйся тому, что доселе преследовал, и преследуй то, чему доселе поклонялся». (Сикамбрский род Меровингов.)
В церковь набилось столько народу, что священник не смог пробиться и попасть к началу обряда, тогда голубка, спустившись с неба, принесла св. Ремигию сосуд с миром для помазания. Сосуд – склянка (sic!). Легенда существует с 9 в. Житие св. Ремигия написано в кон. 9 в. (Но вообще сосуд был и в рассказах о Мартине Турском. )
С тех пор франкские короли помазались в Реймсе. По легенде, чаша с миром чудесно пополнялась.
Подробнее у Григория Турского (мой ГТ у Димы сейчас). Еще можно освежить Марка Блока, «Короли-чудотворцы», там много всего.

Не могу молчать, кто о чем, а вшивый о бане. Французы очень странно называют место аббатства Сен-Дени: Saint-Denis Basilique. просто Saint-Denis не понимают. Вряд ли случайно это.

Date: 2006-01-07 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо! мой ГТ при мне, Блока, правда, нет...
но в ГТ (и вообще в ЛП) никогда не бывает настоящего научного комментария. абыдно.

Date: 2006-01-08 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] logothet.livejournal.com
Там, у ГТ, нет энтих подробностей про миро. Там Хлодвиг решил креститься после молитвы во время битвы с аллеманами. Как помолился ("Бог Хлодехильды,..."), аллеманы сразу бежали. Хлодехильда тайно вызвала Ремигия, Хлодвиг боялся что народ не поймет, но все равно решился обнародовать свое решение, однако сила Божия опередила его и только он вышел к народу, как все закричали что хотят креститься. Крестились более 3000 человек из войска и сестра Хлодвига Альбофледа, вскоре умершая, а другая сестра Лантехильда обратилась из арианства. На этом рассказ Григорий заканчивается.

Date: 2006-01-09 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
Спасибо. Значит, легенда, которая кочует по учебникам, взята не из ГТ; может, из жития св. Ремигия.

Date: 2006-01-08 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] logothet.livejournal.com
По свидетельству Григория Турского главным церковным центром времен Хлодвига был Тур и основным культом государства - культ св. Мартина. Именно в базилике св. Мартина Хлодвига провозгласили консулом (титул, данный императором Анастасием), облачили в пурпурную тунику и мантию, а на голову возложили венец. Григорий Турский называет Хлодвига Новым Константином, а св. Ремигия - Сильвестром. Хлодвиг, как и Константин победил в битве с аллеманами, призвав имя Христа. Потом Хлодвиг делает центром Париж и строит там церковь Св. Апостолов. Хлодвиг - ревностный победитель ариан. "Господь наделил Хлодвига такой небесной благодатью, что при одном его взгляде стены сами собой рушились", "так ежедневно Бог предавал врагов его в руки его и увеличивал его владения, ибо он ходил с сердцем правым перед Господом и делал то, что было приятно Его очам".
Не было ли почитания Хлодвига на раннем этапе, как апостола Франции? Почитание его жены св. Хлодехильды удержалось. После свержения Меровингов почитание Хлодвига как апостола Франции должно было смениться почитанием св. Ремигия.

Date: 2006-01-08 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
правдоподобно выглядит. интересно, что у них (французов) об этом уже написано, а что нет.
Page generated Jan. 2nd, 2026 01:03 am
Powered by Dreamwidth Studios