бросили мне ссылку на
интересную заметку. там все правильно написано: в дореволюционных духовных академиях была наука, а нынешние богадельни таковы потому, что не было материальных средствОв... про второе не буду говорить, меня это не особо волнует, а вот про первое:
да, где-то с 1820-х годов стали вкладываться в развитие академий, и где-то с 1860-х или 70-х годов появились серьезные плоды, а в 1890-е и позже -- вообще высший научный класс. Болотов был просто гением, который работал в 1890-е годы на передовом уровне науки 1950-х годов (а если на среднем -- то 1980-х).
но: какой ценой это было достигнуто?
такой, что в МДА и СПбДА (а отчасти и в Казанской и Киевской ДА) были созданы светские университеты, никак не связанные с православием, т.е. с православной аскетикой.
опять вспоминаем реальный анекдот, рассказанный Лосевым: когда в 1910-е годы у ректора МДА Феодора Поздеевского спросили, почему он назначил Флоренского главредом официального журнала МДА "Богословский вестник", он ответил: "этот хотя бы во что-то верует" (тогдашний Флоренский верил в Папюса -- см. "Столп" -- и тому подобную попсу).
православно верующие профессора, способные, к тому же, сказать что-то всерьез о содержании своей веры, в академиях всегда были редкими исключениями. с уверенностью я бы вообще никого тут не назвал, кроме С.Л. Епифановича (Киевская ДА). если были другие православные, то они оставались бессловесными.
и, с одной стороны, это нормально: наукой должны заниматься те, кто к этому способен, а для этого вовсе не обязательно быть верующим или, тем более, православно верующим. попытки ограничить круг научных работников кругом верующих похоронят науку в данном учреждении. вот в академиях и не ограничивали (сейчас в МПшных академиях тоже не ограничивают, но уже не помогает -- по другим причинам).
но зачем такое соседство будущим ответственным церковным работникам, которые должны заканчивать академии (и еще сдавать этим безбожникам всякие экзамены)?
когда за образованием идут на страну далече, то там и не ожидают православия, антитела вырабатываются, здоровый организм не заболеет. поэтому нужно образование -- велкам в светские университеты.
а вот разводить такую антисанитарию на собственной церковной территории нельзя. там будет иммунитет снижен. кроме того, неизбежно возникнет особенное богословие духовных академий -- смесь меда и дегтя (или, точнее, чего похуже), о чем см. Флоровского "Пути русского богословия" (вопреки названию, книга очень мало касается русского богословия, но подробно рассказывает о том, что считалось богословием в духовных академиях).
поэтому о закончивших духовные академии и сохранивших веру говорили, как о святых, применяя к ним слова апостола Павла:
академию скончах, веру соблюдох.