Иоанн Креститель (4)
Jan. 24th, 2012 03:21 amеще два захода.
1. каков был статус мероприятия -- "дня рождения Ирода"? -- с т.зр. исторической это более-менее ясно и исследовано (Horbury, Jewish Messianism and the Cult of Christ, 2009, p. 136 etc.). дни рождения правителей династии Ирода и(или) дни их восшествия на престол -- отмечались лояльными к ним иудеями как мессианские дни, связанные с мессианскими чаяниями, а в других частях Римской империи воспринимались как второстепенные праздники в честь обожествленных (не очень сильно) правителей. но позиция евангелиста -- ни иродианская, ни языческая, т.е. она религиозная, но без всякого одобрения. тогда она антимессианская по отношению к Ироду, т.е. Ирод тут, в некотором роде, анти-христ (анти-мессия). таков же, значит, его культ как правителя.
таков же, значит, смысл ритуала (праздника), который, как мы уже видели, связывается с чином месопотамского Нового года (где подразумевалось и "обновление" царя -- по кр. мере, в том ритуале, который совершался в новый год м-ца нисанну). еще напомним, что все эти ритуалы дошли в записи 2 в. до РХ, то есть как раз того времени, которое влияло на иудейские общины времен ИК.
в нарративах, связанных непосредственно с ИК, мы не находим такой специализации, но в Апок. Иоанна находим: Вавилон, блудница. -- и тут у нас как раз Вавилон (имплицитно) и блудница (Иродиада, эксплицитно).
сакральный брак царя -- это тоже сюжет новогоднего культа (нисанну в древности). в эллинистическую эпоху сакрального брака царя не было, а были браки только богов, несколько в году, по-разному в Вавилоне и Уруке. но это, в общем-то, мелкие детали.
я хочу сказать, что день рождения Ирода имел один сакральный смысл для самого Ирода и Ко., и тоже сакральный, но с приставкой "анти-" -- для евангелиста (и, очевидно, ИК). т.е. Ирод тут предстает царем Вавилона, т.е. мужем вавилонской богини -- прелюбодеицы (ср. Апок.).
2. но в реконструкции культового субстрата можно пойти еще дальше, если привлечь текст TU 42+ (церемонии в честь Иштар и Нанайи с участием царя, известны только из Урука, календарная датировка не сохранилась в дошедших табличках).
кто такая дочь Иродиады, плясавшая перед Иродом? в христианской экзегетике, которая прослеживается, начиная с Юстина Философа, она получается дочерью Иродиады от первого брака (с Филиппом, братом Ирода Антипы), имя которой приводится Иосифом Флавием (Саломея), а в евангелиях умалчивается. так согласно наиболее понятным и согласным с Иосифом Флавиям чтениям евангелий (Мф, Мк).
но научный консенсус сегодня однозначно в пользу lectio difficilior, которое сохраняют как раз наиболее надежные рукописи: девица -- не "дщерь той самой Иродиады", а "дщерь его (Ирода) Иродиада": т.е. у нее такое же имя, как у матери, и она уже дочь Ирода и Иродиады. хронологически это невозможно (т.к. к моменту описываемого события брак Ирода и Иродиады был относительно недавним, и дочь от этого брака не могла бы настолько вырасти), но нам тут хронология будет только мешать, мы должны думать о более важных вещах.
зачем такое отождествление имен обеих Иродиад, матери и дочери? (подчеркнем, это, видимо, аутентичная традиция евангелистов).
обряд нового года, о котором мы столько говорили, с малыми вариациями повторяется не только два раза, в первом и седьмом месяце, но и в упомянутом урукском обряде TU 42. там царь участвует в совершенно аналогичном ритуале, включающем приношение головы агнца, но обращенном не к мужским божествам, а к Иштар и Нанайе (богине проституции и т.п.). Иштар и Нанайя в месопотамской мифологии связаны относительной близостью своих областей ответственности, причем, настолько, что в ряде текстов они отождествляются (см. статью Nanaja в Reallexicon...Bd. 9).
так что я бы предложил в качестве субстрата переосмысления евангелистом всей этой сцены у Ирода Антипы видеть ежегодную инвеституру царя перед Иштар и Нанайей в эллинистическом Уруке. потому и имена у матери и дочери одинаковые.
PS о блюде: во всех трех случаях подобных чинов приношения богам совершаются на золотых блюдах, их несколько. акцентуация именно одного блюда -- это уже переосмысление антихристова ритуала Ирода в настоящий мессианский ритуал Нового Храма, в котором ИК становится жертвенным агнцем (уже не козлом) на ЙК, а блюдо -- очистилищем.
и тогда вся сцена расшифровывается так: у Иродиады было намерение совершить с головой ИК ритуал в пользу царствования Ирода по образцу ритуала Урука, -- соответственно своему пониманию собственного мессианства, -- а получился ритуал Нового Храма...