hgr: (Default)
[personal profile] hgr

этой фотографией нас встречает наконец-то отреставрированный лагерный барак, где несколько предыдущих лет шла реставрация и ремонт. всего сохранилось в поселке рядом с монастырем четыре таких барака, остальные используются по назначению, хотя и изменившемуся.

открывшийся в этом году музей СЛОНа -- Соловецких лагерей особого назначения -- крайне интересен, но ниже пойдет речь о другом объекте, который пока не нанесен на туристские карты, хотя до него от поселка 20 или 30 мниут небыстрой ходьбы.

это главное из зданий СТОН -- Соловецкой тюрьмы особого назначения.

в 1937 году Соловецкий лагерь был закрыт: СССР окончательно перешел на рабовладельческий строй, в котором рабы были нужны на стройках социализма, а вовсе не в соловецкой глуши. конечно, этому предшествовали две вещи: изобретение (где-то в 1927 г.) соловецким (а то каким же?) зэком Нафтали Френкелем (см. о нем тут: http://hgr.livejournal.com/1780815.html?thread=28120655) системы работы заключенных ("мы должны взять от заключенного всё за первые три месяца") и ее более широкого экспериментального применения, под руководством того же Френкеля (амнистированного, со снятой судимостью и уже делавшего стремительную карьеру в ГПУ), на Беломорканале, -- а также фиаско в начале 1930-х годов попыток использования вольнонаемного труда на сверхтяжелых работах в таких замечательных местах, как Воркута, Норильск, Колыма...

как бы то ни было, в 1937 остров освободился от лагеря; несколько тысяч человек при этом расстреляли (среди них был, напр., Флоренский), но остался в ведении НКВД. удаленность острова было решено использовать для спецтюрьмы НКВД -- СТОН. она имела, если не ошибаюсь, три филиала и "центральное" отделение рядом с поселком. для филиалов приспосабливали готовые здания, оставшиеся от лагеря и монастыря, а для центральной построили новое -- вот это:



это недалеко от Торфяного озера, слева от озера на горке, или чуть правее дороги на Муксалму.
так я и не понял, успел ли в нем кто-либо посидеть. судя по документам в музее, центральное отделение тюрьмы работало. но мне сказали знатоки, что здание построили как раз к 1939 году, когда вышел приказ о передаче архипелага из ведения НКВД в ведение Военно-морского флота.

как бы то ни было, здание мы сейчас видим таким, каким оно стало после переделок военных моряков. не очень больших переделок, надо сказать. сейчас здание стоит открытым, так что в него вполне можно войти.



главное изменение -- размеры окон: в большинстве случаев, но не во всех, их увеличили до нормальных. оригинальные окна равны почти в точности верхней половине расширенных. при этой процедуре пропадали также фирменные тюремные скошенные подоконники.



сквозной коридор на каждом из трех этажей:




вот, как этот коридор выглядит снаружи. в самом конце свет от противоположного окна. видны перила, которые не позволяют сидеть на подоконнике (но мне показалось, что как раз они -- уже мирного, а не тюремного времени). на окне стоит стакан с водкой и хлебом -- кого-то здесь поминают народным способом (что-то мистическое. из людей рядом со зданием приходилось видеть только мужиков, косивших траву).




фирменное окно с аутентичной решеткой и со скошенным подоконником. но дерево за окном появилось позже:




в стенах выемки для поднимающихся кроватей (если я не ошибаюсь, вслед за нециими знатоками):




камеры были маленькие. толстые перегородки потом убирали, чтобы сделать из них помещения покрупнее. на снимке -- на полу виден след от стенки, когда-то разделявшей камеры. в тюрьме почти все камеры были одиночными или, во всяком случае, на пару-тройку человек, так что военным пришлось немало потрудиться для укрупнения ячеек.




дверь с глазком. в здании довольно много аутентичных дверей -- простых деревянных, даже как-то не очень серьезно смотрится. охрана заключенных достигалась сверхбдительным контролем вохровцев. напр., по инструкции, они должны были следить, чтобы заключенные днем не сидели с закрытыми глазами. еще хорошо, что сидеть в принципе было можно (лежать, разумеется, нельзя).




некоторые стекла разбиты камнями, но есть и дырки, похожие на пулевые отверстия.




рядом с тюрьмой стоит здание для охраны, выполненное в том же самом архитектурном стиле. кстати, как его назвать? сталинская неоготика?




все окна в сторону тюрьмы сейчас почему-то заложены кирпичом. на этой фотографии видны еще некоторые неоготические элементы архитектуры:

очень напоминает постройки Менеласа в Александровском парке в Царском Селе (1820-е), но ясно, что он бы при советской власти до 1937 года не дожил. тогда кто? домик с похожими элементами декора есть еще в поселке: это административное здание неподалеку от Тамарина причала.


на южной стене расписывались дембеля. там указано много городов: куйбышев, свердловск и другие забытые названия. годы службы - 1960-е.





а это опять музей СЛОНа. оказывается, сохранилось запечатленное на многих фотографиях советское увенчание соловецкой колокольни.
звезды установлены в том году, когда сохранившиеся при монастыре монахи отмечали 500-летие обители (в 1429 году на острове появилось первое монашеское поселение).


а еще вот это сильный коллаж в конце экспозиции музея: люди, прошедшие через Соловецкие лагеря особого назначения:

Date: 2010-08-11 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] decoratrix.livejournal.com
По-моему, скорее, неороманский. :)

Date: 2010-08-11 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
мне просто вот такое вспомнилось:

Image

Date: 2010-08-11 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] decoratrix.livejournal.com
А мне вот такое:

Date: 2010-08-11 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
у Вас более возвышенные ассоциации!

Date: 2010-08-12 12:59 am (UTC)
From: [identity profile] decoratrix.livejournal.com
Стыжусь, но не опознала Вашу локацию. :(

Date: 2010-08-12 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
павильон Арсенал в Царском Селе, Александровский парк.

архитектор Менелас (начал работу в 1819, завершено после его смерти в 1820-е).

интересно, что это перестроенный павильон Растрелли Зверинец, построенный при Елизавете Петровне. в одном месте арсенала отвалилась кирпичная кладка 1820-х, и под ней видна барочная рустовка.

Date: 2010-08-12 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
еще павильон знаменит тем, что в нем до революции, в соответствии с названием Арсенал, хранились коллекции старинного оружия. к счастью, большевики их вскоре вывезли в Эрмитаж, где они пополнили собрание Рыцарского зала. если бы этого не сделали, то в войну бы, наверное, пропало.

Date: 2010-08-12 12:37 am (UTC)
From: [identity profile] kotovski.livejournal.com
Опаньки, да это же "Арсенал"! В детстве он казался гораздо более архитектурно возвышенным :)

Сталинская неопсевдоготика, получается.

Date: 2010-08-12 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
)), не это настоящая псевдоготика.

в детстве Вы тоже, поди, на крышу залезали? у меня там на крыше просто любимое место было во всем парке.

Date: 2010-08-11 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Не поняла принцип скошенного подоконника. Объясните?

Date: 2010-08-11 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
чтоб нельзя было ничего оставить-положить.

должно быть как можно меньше таких мест, за которыми нужно следить в отдельности.

Date: 2010-08-12 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Угу, спасибо.

Date: 2010-08-11 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
На коллаж смотреть невозможно, спазмы какие-то и слёзы накатывают.

Date: 2010-08-11 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] priestal.livejournal.com
А на Соловки как сейчас добираются?

Date: 2010-08-11 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
водою и(или) (воз)духом.

Date: 2010-08-11 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mirandalina.livejournal.com
Вообще лежать нельзя было или днем только?

Date: 2010-08-11 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ночью можно, нары опускались. но был какой-то очень ранний подъем, т.е. сном не баловали.

Date: 2010-08-11 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] gargul-ja.livejournal.com
насколько я знаю, и сидеть можно было ограниченное количество времени днем.

Date: 2010-08-12 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
кажется, да.

Date: 2010-08-12 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] kotovski.livejournal.com
Вот это репортаж! Мороз по коже. Спасибо.

Аббревиатуры внушительные: СЛОН, СТОН. Какая-то запредельная, потусторонняя насмешливость.

Date: 2010-08-12 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
главное, что это они сами себя так официально называли.
стиль!

Date: 2010-08-12 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kotovski.livejournal.com
Во-во, поэтому и инфернально!

А наверху "Арсенала" я, к сожалению, не был -- там внутри было ТАК загажено, что наверх лезть не хотелось уже...

Date: 2010-08-12 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ну, там было далеко не рекордно загажено.
рекордно, по моим оценкам конца 70-х, -- в подвале Белой башни было. там почти невозможно было дышать.

Date: 2010-08-12 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] khebeb.livejournal.com
нет, в этом здании (на острове известно как "Кирзавод", по району, где оно находится) никто так и сидел. Все действующие камеры СТОН находились только в монастыре ("Кремле", как тут говорят)

Ср. в атласе Резниковой: "В 1938 г. здесь началось большое строительство нового здания тюрьмы, кирпичи для которого уже завозились с материка. Здание, законченное в 1939 г. рассчитанное не менее чем на три тысячи заключенных (если судить по кубатуре), так и не было использовано по назначению в связи с ликвидацией Соловецкой тюрьмы. При Учебном отряде это здание было переоборудовано под учебный корпус, а в настоящее время используется под склад воинской части"

текст атласа (без карт) - www.onlinedisk.ru/file/494047/
Это лучший путеводитель по Соловкам лагерных времен

До 1980-х в "Кирзаводе" помещались "зеленые" солдаты (в отличие от "черных", т.е. во флотской форме, занимавших Петербургскую гостиницу у монастырской бухты). Что "зеленые" там делали, не знаю - говорили всякое - и про склад химоружия, и т.п. Во всяком случае, гоняли из этого места со страшной силой и, если повяжут, можно было лишиться на будущее милицейской "визы" на Соловки (таковую надо было брать в отделении милиции по месту прописки вплоть, как минимум, до 1990 года - тогда сам получал такую в последний раз)

"зэком Нафтали Фридманом" - это был Френкель Нафталий Аронович (1883-1960) (ср. у Солженицына: "На Архипелаге живёт упорная легенда, что "лагеря придумал Френкель"). Потом он дослужился до генерала и руководил ГУЛЖДС (ГУ лагерей желдорстроительства), строившего БАМ и т.п. Ср. 8 марта 1947 министр Круглов и его заместители И.А. Серов и В.В. Чернышов обратились к заместителю председателя Совмина СССР Берии с письменным предложением освободить Н.А. Френкеля от должности начальника ГУЛЖДС... 11 марта письмо с аналогичным текстом было направлено в ЦК ВКП(б), и 28 апреля приказом МВД № 525 Френкель был освобожден «по болезни»... 9 июня приказом МВД № 797 генерал-лейтенант инженерно-технической службы Френкель был уволен в отставку по состоянию здоровья. За долголетнюю и добросовестную службу в органах МВД ему была объявлена тогда благодарность с награждением именными часами и месячным окладом. Уже отправленный на пенсию, 18 мая 1948 года Френкель вместе с другими сотрудниками ГУЛЖДС был награжден орденом Трудового Красного Знамени за строительство новых железных дорог.
Однако еще 16 ноября 1946 года секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецову была подана докладная записка «О результатах проверки работы отдела кадров МВД СССР», в которой готовившие ее работники аппарата ЦК сообщали:
«В работе отдела кадров МВД СССР по изучению, подбору и расстановке руководящих кадров имеются серьезные недостатки и крупные ошибки... В Главном управлении лагерей железнодорожного строительства, начальником которого работает с 1940 года т. Френкель Н.А., беспартийный, с незаконченным средним образованием, в прошлом осужденный на 10 лет за растрату и отбывавший наказание в лагерях, сменилось 7 его заместителей коммунистов. В то же время т. Френкель привлек на работу в ГУЛЖДС около 30 человек, имевших судимость за различные преступления, в том числе, контрреволюционные. Некоторые вместе с ним отбывали наказание или работали в прошлом в лагерях.
...засоренность кадров политически сомнительными и случайными людьми способствовала большим растратам и хищениям в системе ГУЛЖДС. Отдел кадров оказался безучастным в деле подбора кадров ГУЛЖДС и его периферийных организаций, полностью передоверил эту работу т. Френкель, проглядел грубейшие извращения, допущенные последним при подборе работников и лишь после вмешательства ЦК ВКП(б) занялся проверкой личного состава ГУЛЖДС».

Date: 2010-08-12 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
большое спасибо за такое ценное дополнение!

Фридмана -- исправлю счас. я перепутал чекистов.

кирпичный завод тоже был неподалеку от этой тюрьмы.

да, значит правильно мне сказал некто от знатоков на острове, что в тюрьме никто не успел посидеть.

Date: 2010-08-12 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] khebeb.livejournal.com
"под руководством того же Фридмана" -- все равно остался ниже

Date: 2010-08-12 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ой, счас. спасибо.
(deleted comment)

Date: 2010-08-12 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет, это ее просто так "сбросили" экспозиции ради.

Date: 2010-08-12 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vsimonoff.livejournal.com
Хотелось бы поговорить с глазу на глаз с автором надписи на первой фотографии, хотя видимо он уже давно покинул наш мир.

Date: 2010-08-13 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это кто-то из высших руководителей советского государства в самом начале 20х годов.

Date: 2010-08-13 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] vsimonoff.livejournal.com
Жаль, довольно противоречивая фраза, я бы сказал - неуместна.

Date: 2010-08-13 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это была идеология 20х годов, мэйнстрим.
применительно к уголовникам некоторые в нее даже верили (не те, кто был с уголовниками в прямом контакте, а их начальство).

Date: 2010-08-14 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] kozmaprudkov.livejournal.com
Больно осознавать что это все часть нашей истории.

Date: 2010-08-14 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
чуть ли не самая главная.
Page generated Jan. 1st, 2026 12:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios