hgr: (Default)
[personal profile] hgr
моя статья памяти еп. Сергия Нарвского, одного из иосифлянских архиереев:

Кормчие Ноева Ковчега. Епископ Сергий (Дружинин) и современные ему архиереи.

кстати, всегда меня удивляло в до- (и после-) революционных биографиях разных архиереев, как их обыкновенную карьеру чиновников можно пересказывать с такой же интонацией, как в житиях святых повествуется о настоящей жизни архиереев-подвижников (и в жизни которых архиерейская кафедра, как правило, бывала только одна).

переход ко все более почетным кафедрам как по ступенькам карьерной лестницы -- это ведь и вообще позорно для православного человека, который хоть что-то помнит об отношении епископа к его церкви. вот с этим злом в иосифлянской церкви оказалось покончено автоматически.

а вот с чем не было покончено -- это с церковными наградами. поучение митр. Иосифа еп. Сергию о том, как их надо присуждать, в конце 1929 года уже смотрелось трагикомично.

конечно, использование церковных наград -- это уже отказ клириков от служения Церкви в пользу служения начальству, т.е. бюрократическому принципу. об этом хорошо сказал А.С. Хомяков, предложив экстраполировать принцип церковных наград в прошлое и наградить "за особые успехи в миссионерском служении" апостола Павла какой-нибудь "золотой бляхой".

в качестве средства борьбы с церковными наградами лично я предлагаю их полную девальвацию: т.е. разрешить всем без разбора священникам носить совершенно любые церковные награды, исключительно по своему усмотрению.

Date: 2010-06-11 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] ssuvorov.livejournal.com
Ну да, только архиерейство еп. Сергий получил тоже в качестве как бы награды.

Date: 2010-06-11 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
по-моему, его рукополагали просто на развод, ввиду сократившегося поголовья архиереев.

Date: 2010-06-11 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] ssuvorov.livejournal.com
Неет! Вот, о. Михаил Чельцов пишет, что надвигался юбилей архимандрита Сергия, и некто Морозов предложил испросить для него награду:
"Я весьма сочувственно отнесся к этой миссии. Но какую награду можно было бы исходатайствовать Сергию? Он все имел. Тут Морозов и сообщил мне, что прихожане думают, почему бы не быть архим. Сергию епископом". - В общем, продавили они Патриарха, и Сергия рукоположили. Это ноябрь 24-го, еще никакого иосифлянства. Потому-то у него и были потом такие сложные отношения с питерским духовенством.

Date: 2010-06-11 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
охотно верю. но патриарху-то зачем это было? мне кажется, тогда наступил период, когда патриарх рукополагал всех подряд, если только за них ходатайствовали какие-то приличные, с его т.зр., люди, или если он сам знал кандидатов.

Date: 2010-06-11 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] ssuvorov.livejournal.com
Возможно. Только написано, что хлопоты с этим рукоположением были длинны и велики, Тихона "убеждали".

Date: 2010-06-11 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
если о ариерейской хиротонии не ходатайствуют местные архиереи, то ситуация квалифицируется как стремная.

Date: 2010-06-11 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] ssuvorov.livejournal.com
так это и правильно

Date: 2010-06-11 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mitr.livejournal.com
> Ну да, только архиерейство еп. Сергий получил тоже в качестве как бы награды.

Под прошением о рукоположении о.Сергия (Дружинина) в епископы стояло несколько тысяч подписей прихожан. Он был очень популярен среди своей паствы.
(deleted comment)

Date: 2010-06-11 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
и выглядеть такими дуракими, каковыми и являются.
но на это уже не каждый согласиццо ))
(deleted comment)

Date: 2010-06-11 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нужно формировать общественное отношение: наличие церковных наград на человеке -- признак его умственной неполноценности.
(deleted comment)

Date: 2010-06-11 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
...это поощряется. если море Белое, а не Черное.

Date: 2019-02-17 03:32 am (UTC)
From: [identity profile] k4romanolga.livejournal.com
Тасманово в районе Jackson Bay https://www.meteoblue.com/en/weather/forecast/modelclimate/jackson-bay_new-zealand_2189456 тоже Вам понравится.

Date: 2019-02-17 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да!

Date: 2010-06-11 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] artemiy1729.livejournal.com
интересная статья. только вот одна деталь не совсем понятна: можно ли считать Арсения Стадницкого уж каким-то авторитетом или столпом серганства. Вы пишете, что на его авторитет постоянно опирались - но, по-моему, сергианство имеет один главный авторитет и это сам м. Сергий. А м. Арсений сидел в Туркестанской ссылке и вообще никакой роли не играл.

да, награды и всевозможные звания *архиепископ, митрополит* имеют какой-то смысл для эпохи Христианской империи, а сейчас даже как-то смешно выглядят все эти награждения и присвоения.

кстати, вот м. Иосиф, видимо, по инерции возвел своим указом еп. Димитрия в архиепископы, хотя смысла это никакого в тех условиях не имело.

Date: 2010-06-11 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
о его роли как духовного авторитета много встречается в переписке сергиан той поры. самая замечательная -- переписка его с будущим п.Алексием, изданная отдельной книгой.

Date: 2010-06-11 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] artemiy1729.livejournal.com
интересно, будем посмотреть, как говорится:)
просто во многих источниках все крутится вокруг того, что *мудрый и разумный Сергий и т.д.*, т.е., кажется, что только он и только он.

хотя, понятно, что все версии об антисергианстве м. Арсения - это чистейшей воды миф. но вот кочуют эти версии все равно.

Date: 2010-06-11 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Арсений был за отца духовного и закадрового идеолога, а Сергий был менеджером.
(deleted comment)

Date: 2010-06-11 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
точно. кроме одной -- про награды ))

Date: 2010-06-11 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] m-ignatieva.livejournal.com
Да, меня тоже всегда удивляло наличие этих наград. Не представляю себе иконописного изображения святого с медалью.

Кин-дза-дза

Date: 2010-06-12 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] martinianos.livejournal.com
---с чем не было покончено -- это с церковными наградами


"Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели..."

Re: Кин-дза-дза

Date: 2010-06-12 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, так и получается.

Date: 2010-06-12 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] harlampy.livejournal.com
О тайном епископстве Михаила Александровича Новоселова можно теперь, видимо, говорить более смело.

О.В. Косик в своей статье "Сборник "Дело митрополита Сергия" и участие в нем мученика Михаила (Новоселова)" (Вестник ПСТГУ №31, 2009 г., стр. 77-95) приводит ценнейший документ - письмо М.М. Бренстеда к Н.А. Бердяеву, обнаруженное ею в фонде Н.А. Бердяева в Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве.

"Париж 21 июля 1930 года.
Глубокоуважаемый Николай Александрович!
Я приехал на этих днях из Москвы, где провел около 8 лет после трехлетнего пребывания в эмиграции и добровольного возвращения в Россию. Мне удалось выехать из СССР с семьей, как датскому подданному, хотя по образованию
(Петрогр[адский] университет) и воспитанию, по духу своих интересов я русский, принявший православие по убеждению уже в зрелом возрасте.
Меня Вы не знаете, хотя я уже 15 лет, с 25-летнего возраста, считаю себя Вашим учеником и последователем многих Ваших идей и очень давно мечтаю с Вами познакомиться.
В Москве мне пришлось вращаться главным образом в религиозно-философских кругах интеллигенции, при этом преимущественно среди православных церковников. Я привез Вам множество горячих приветов, в частности Вашего племянника Глеба Сергеевича, затем от моих больших друзей — Александра Сергеевича Глинки, его супруги Ольги Федоровны и Михаила Ивановича Сизова, от Валент[ина] Ал[ександровича] Тернавцева и Георг[ия] Ив[ановича] Чулкова.

За эти годы я был особенно близок к Мих[аилу] Александровичу Новоселову, получившему пострижение в епископский (так в тексте - прим. О.В. Косик) сан, ныне томящемуся в одиночке Ярославской тюрьмы.

Через Дедушку, как мы его называли, мне приходилось встречаться с отцом Федором Андреевым, профессором, академиком, умершим в 1929 году после тюрьмы в Ленинграде. Равным образом приходилось встречаться у Лосевых (позже арестованных) и с Григорием Алексеевичем Рачинским, еще здравствующим и довольно бодрым, а также и с Андреем Белым.
Мне приходилось работать на церковном поприще и с отцом Валентином Свенцицким до его ссылки, с отцом Сергием Мечевым и с отцом Сергием Голощаповым, ныне находящимся в ссылке и тяжко болеющим. Все три имени Вам, конечно, знакомы, обо всех их я могу кое-что рассказать.
Мне удалось перебросить сюда за границу дипломатической вализой довольно значительное количество рукописей (более 100 печ[атных] листов) моих друзей, гл[авным] образ[ом] из той области, в которой мне самому приходилось работать, как автору, именно из области философии, истории. Кроме того, я привез тем же путем большой сборник документов (до 250 лл.), характеризующих весь наш церковный раскол внутри Тихоновской церкви, в частности, переписку Митрополита Сергия с Митрополитом Кириллом. Эти документы мне
лично удалось собрать в течение ряда лет под руководством Михаила Александровича, стоявшего во главе движения против митр[ополита] Сергия. Затем весь сборник был тщательно проредактирован покойным отцом Федором (Андреевым), бывшим главным советником и помощником у епископа Димитрия...»

http://pstgu.ru/download/1252606625.kosik.pdf (стр. 91-93)

Комментируя это письмо, О.В. Косик пишет:
"В письме содержится сообщение о том, что М.А. Новоселов был епископом. Оно может расцениваться как аргумент в подтверждение распространенной версии о епископской хиротонии М.А. Новоселова, до сих пор эта версия не имела документальных подтверждений." (стр. 93)

"В письме, несомненно, идет речь именно о сборнике «Дело митрополита
Сергия». Это доказывается тем, что в следующем своем письме к Н.А. Бердяеву М.М. Бренстед спрашивает: «Удалось ли Вам прочесть все “Дело митрополита Сергия”»?" (стр. 93)

"История богата парадоксами. Труд самого горячего противника митрополита Сергия был передан за границу самому рьяному защитнику Заместителя Патриаршего Местоблюстителя — Н.А. Бердяеву." (стр. 94)

Обнадеживает последнее предложение статьи О.В. Косик:
"Сам сборник как памятник эпохи гонений на Русскую Церковь в середине XX в. заслуживает того, чтобы быть изданным целиком, в том виде, как это было задумано его составителями. Его публикация — в ближайших планах Отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ." (стр. 94)

Date: 2010-06-12 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
огромное спасибо за этот комментарий. вынесу в отдельный постинг.

если О.В. Косик издаст еще и этот сборник, то ей можно будет поставить памятник. впрочем, само это издание уже будет памятником.

Что-то изменилось?

Date: 2010-06-13 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nemanser.livejournal.com
"Чем отличается наш архипастырь от военного генерала? Разве грудь его не так же осыпана орденами и звёздами? Разве служат они своей пастве, разве умоют они ноги своих учеников не в Церкви, где это мёртвый обряд, а в жизни, где это должно быть живой правдой!
Что общего между тем, как апостолы шли на проповедь, и парадными выездами, на четвёрке лошадей, разодетого современного «наместника Христа»?
О, если бы навстречу архиерейской карете шёл апостол Христов! Разве резиновые шины наместника не окатили его с ног до головы грязью!
Но, погасив в себе дух Христов, архипастыри сделали всё, чтобы погасить его и в пастырях, и в Церкви. Малейший свободный христианский порыв преследуется ими, как преступленье, и всякая вспышка духа душится их мёртвыми руками. Они сделали всё, что в их власти, чтобы превратить пастырей в безмолвных рабов, мёртвую машину для исполнения мёртвых обрядов.
И труд их воистину увенчался полным успехом.
Можно ли узнать в современном «приходе» христианскую общину первых веков!"
В. П. Свенцицкий "Письма ко всем" (1907)

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 09:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios