hgr: (Default)
[personal profile] hgr
подал повод о.Якову Кротову сформулировать, как действует крайне важный психологический механизм:

+++Искренность, с которой обличают непокорных, сама по себе любопытное явление. Тут работает опаснейший механизм. Люди жалкие, забитые, подневольные набрасываются на немногих смельчаков не только по указанию начальства, но и по зову сердца. Только сердце - горделивое. Гордость и побуждает человека рассуждать (подсознательно): "Я хороший, добрый, смелый человек, куда добрее и смелее имярека, но и я молчу и не высовываюсь, потому что жизнь такая. А имярек высовывается! Значит, он плохой, глупый и опасный для всех нас человек и его нужно засунуть назад".+++

еще в юные годы его заметил, но до сих пор не мог толком сформулировать.
это всегда нужно учитывать, когда что-то затеваешь.

нужно учитывать не только прямое сопротивление противника, но и сопротивление твоей собственной среды вот по этому механизму, которое включится обязательно в тот самый момент, как только ты начнешь действовать. если будешь выстраивать оборону только на один фронт, то тебя обязательно добьют ударом в спину. эффективная оборона может быть только круговой.

с другой стороны, учет этого "закона сопротивления собственной среды" позволяет навязывать противнику таких союзников, на которых он не рассчитывал, из серии таких друзей, которые хуже врагов.

поэтому мир все равно прекрасен в своей сложности и неоднозначности.

Date: 2010-03-23 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] olga-z-v.livejournal.com
по моим наблюдениям всё именно так:)

Date: 2010-03-23 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
Метко.

Date: 2010-03-23 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] siegmund-kafka.livejournal.com
успеха!

Date: 2010-03-23 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] siegmund-kafka.livejournal.com
так надо производить движения? а то просто дикоздь, средневековье, опричнина и ждановизм.

Date: 2010-03-23 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
"позволяет навязывать противнику таких союзников, на которых он не рассчитывал, из серии таких друзей, которые хуже врагов."

одним ударом двух зайцев
(deleted comment)

Re: Гифт

Date: 2010-03-23 08:50 am (UTC)

о текущем

Date: 2010-03-23 08:16 am (UTC)
From: (Anonymous)
1. только на днях прочитал "Русское Православие между Киевом и Москвой". Получилась весьма нужная и полезная книжка. Спасибо! (Даже пожалел, что некогда отказался от упоминания с благодарностью).
2. присоединяюсь к многочисленным "держитесь" в Ваш адрес. Надеюсь, история эта приведет в ваш приход новых вменяемых людей.
3. помню судилище над баптистами в те годы. Вот думаю, насколько вероятен этот фарс теперь?.. Кстати, кажется, все архиереи, носившие титул "Петроградский", через судилище прошли...

Re: о текущем

Date: 2010-03-23 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
1. спасибо!
2. даже уже привело. для прихода это очень во благо.
3. такого судилища сейчас не будет. разве что начальника религиозного отдела центра Э скорее уволят ))

а насчет титула Петроградский -- я тоже это прекрасно понимаю. поэтому я совсем не уверен, что быть на свободе мне сейчас полезней.

Date: 2010-03-23 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] korrneliy.livejournal.com
Дело в том, что твоя среда находится в равновесии: устаканились все шаблоны поведения, роли и т.п. И вот тут, ты начинаешь выбиваться куда-то вперёд, при этом нарушается гармоничный лад этой среды и естественно она против этого восстаёт.

Говоря психологическим языком: любая связанная группа людей - это уже отдельная сущность, у которой есть своё бессознательное и эта группа борется за свою целостность и выживание и, если Вы выступаете диструктивным элементом, то группа направит все свои силы на Ваше уничтожение, причём руками Ваших же друзей.

Как на мой взгляд, в таких ситуациях, надо аккуратно убрать все связи с группой и, не разрушая её, идти вперёд. Но и про круговую оборону никогда забывать не стоит.

Date: 2010-03-23 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, есть и такой механизм, но о.Яков об уровне психологическом, а не социальных связей.

по социальным связям, по-моему, нужно дифференцированно: где-то так, как Вы пишете (постараться изолироваться, чтобы никому не навредить), а где-то иначе (т.к. у нас нет априорного долга беречь все социальные структуры, которые кому-то удобны; мирное население обычно оплачивает свою мирную жизнь известными рисками -- что к ним придет война, и его проблем никто не заметит).

Date: 2010-03-23 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] korrneliy.livejournal.com
Да, верно. Нам необязательно беречь все группы, тут надо действовать, исходя из своих интересов: если сопротивление среды преодолимо, можно ломать, если сильно - действовать аккуратнее

Date: 2010-03-23 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да.

Date: 2010-03-23 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] npomonon.livejournal.com
Замечательное наблюдение.

Date: 2010-03-23 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Вы там, это... держитесь. Они ведь на испуг берут. Даже с Европейским университетом не получилось, а там уровень социального заказа был выше.
А следователи... они ведь действуют в меру понимания ситуации в свете сообщённой им информации. Они не специалисты. Им сообщили: Имярек самосвят и мощи поддельные, они и ищут.

Date: 2010-03-23 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
с ЕУ уровень заказа был ниже ))
это видно даже по характеру кампании в сми.

следователи не хотят становиться крайними, поэтому там все разумно.

Date: 2010-03-23 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
храни Господь!

Date: 2010-03-23 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо, отче!

Date: 2010-03-23 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] fbmk.livejournal.com
Есть и боле простое соображение: "люди забитые" по жизни недостаточно набрасываются, потому что это часто опасно. Выделенный, общепризнанный объект агрессии (неважно, в какой степени справедливой - Лурье, Лужков или А. Барков) прекрасно канализует эту энергию.

Надеюсь, в данном случае агрессоры будут посрамлены.

Date: 2010-03-23 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, тоже важный механизм. он обычно объясняет массовость подобных атак. в нашем случае -- поведение журналистской массы.

Date: 2010-03-31 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] jah-nus.livejournal.com
Слушал давеча передачу Кротова. Посмотрел в сети сюжеты. Обидно и грустно за нашу "православную державу". Впрочем это не новость, обидно и грустно за нее давно, но чем дальше, тем больше как-то. Мне далеко не все симпатично в Вашем делании, по многим вопросам далеко не солидарен, однако вызывает уважение и ряд патристических исследований и просто позиция свободного человека, дерзающего не соглашаться с власть-имущими князьками и церковными и светскими. Это предисловие. Написать же хотел то, что надавно для себя услышал в точном изложении Натальи Леонидовны Трауберг, которую очень ценю за честность и трезвость взгляда, что в нормальном случае, если человек не близорук и держится царского золотого пути, то будет получать с двух сторон. Она говорила, что этот принцип изложен где-то в латинской схоластике, этого я не знаю, поскольку плохо знаком с этим предметом. Важно тут, что от царского пути всегда очень легко уклоняться вправо или влево, ибо он узок и тернист, а по краям множество сторонников, готовых принять вас с радостью или поносить с гневом, если вы не спешите к ним, или, не дай Бог, перейдете на противоположную сторону. Так, что как бы расширяя толкование этого принципа, я бы предложил тут еще и этот аспект, что непокорных обличают еще и ввиду обманутых ожиданий, которые человек проецирет на другого. Я ему верил, надеялся, а он... гад! Как-то так, не зря же ортодоксия приняла странную позицию между сциллой и харибдой - "неслиянно, нераздельно" - и застыла в таком неустойчивом равновесии. С другой стороны, важно и не делать обратных проекций, этот принцип не обратим, поскольку если вас бьют и слева и справа, это далеко не всегда значит, что вы единственно правы, причин для этого может быть много. Поэтому, всего Вам доброго, не судите строго. А лучше и вообще не судите, особенно ваших противников и недругов. С ними разберется Сам Господь!

Date: 2010-03-31 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо!
а принцип этот -- вполне из патристики еще.
Page generated Jan. 1st, 2026 06:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios