hgr: (Default)
[personal profile] hgr
Хоть еще далеко до злых холодов,
Но дубеет уже кожа нежных плодов.

В зрелости и разложенья пьянящем соку
Юным уснешь, а проснешься со смертью в боку,

Со старостью, ноющей в кончике языка.
Громко она закричала, проснувшись в горах.


-- и так далее, знакомая многим картина, нарисованная, на сей раз, Леной Шварц. это я к тому, что главным уроком детства должно быть: никогда -- никогда -- никогда! -- не слушать взрослых.

нет ничего проще понять это теоретически: посмотреть на этих взрослых и решить, хотим ли мы стать такими же. если нет -- то нечего -- нечего -- нечего! -- их слушать, хотя бы они нам советовали стать не такими же, как они, а какими-нибудь другими. они ничего этого не знают. реально они знают только одно: как стать такими же, как они.

обычно дети не неслушаются взрослых. обычно они просто капризничают, и в наказание за капризы, потом сами становятся взрослыми -- т.е. капризными и глупыми (если не совсем уж глупыми -- то ограниченными как раз и именно в самом главнм). по-настоящему не слушаться взрослых -- это систематическая и тяжелая работа, та самая, с которой может и должна начинаться в юности христианская аскетика. а капризничанье -- это наоборот, когда нет системы: то слушаются, то не слушаются.

на самом же деле неслушаться надо радикально. за всем, чему учат взрослые, стоит одна самая главная презумпция: надо (якобы) быть "как все". дети сравнительно легко могут бороться с теми конкретными гадостями, которые навязывают им взрослые, но дети просто не просекают, что эти гадости суть представления конкретных взрослых о том, что означает это "быть как все" в конкретном случае. поэтому они, дети, отсеивают какие-то частные мнения этих взрослых, но заглатывают самый главный крючок -- идею о том, что надо быть "как все". и они стараются быть "как все" в какой-нибудь своей субкультуре или просто среди сверстников. так они становятся маленькими взрослыми, а потом уже окончательно вырастают в уродов.

христианину должно быть совершенно четко понятно: если "как все" (хотя бы и "как все в нашей христианской тусовке") -- значит, точно уже не "как святые". а ведь подражать мы (христиане) имеем право и обязанность только святым, больше никому: подобни мне бывайте, якоже аз Христу (ап. Павел) и т.п. поэтому как же можно ориентироваться на каких-то родственников или попов или просто Бог весть кого? могут, могут быть хорошие примеры от всех этих людей, но они будут для нас хороши лишь тогда, когда мы их прочитаем как комментарий к аскетическим трактатам и житиям; если же мы не можем так прочитать, по какой бы то ни было причине (может, напр., наши знакомые -- святые, да только мы не в состоянии распознать), -- то не надо читать вовсе.

когда взрослые стращают всякими искушениями и прочими дурными последствиями наших радикальных решений, никогда не надо им верить в выводах, хотя в фактуре они обычно правы. но искушения будут так или иначе; само общение с этими взрослыми -- огромное искушение, хуже которого для души мало что может быть, т.к. именно эти близкие к нам и искренне желающие нам добра взрослые люди настолько способны поколебать в нас всякую решимость и расхолаживать нас, как очень немногие из дурных компаний, в которых мы могли бы оказаться. но с решимостью угождать Богу мы сможем потерпеть искушения.

впрочем, всё уже сказано Лествичником:

Ощутивши пламень (богоугождения), беги, ибо не знаешь, когда он погаснет и оставит тебя во тьме, -- т.е. в той самой тьме, жить в которой, как кроты, приспособились взрослые.
(deleted comment)

Re:

Date: 2002-10-09 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
но это не я придумал: "враги человеку домашние его".

Date: 2002-10-09 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Вам нужно начинать с детсада!

Date: 2002-10-09 02:37 am (UTC)

Date: 2002-10-09 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] dimik.livejournal.com
Ощутивши пламень (богоугождения), беги, ибо не знаешь, когда он погаснет и оставит тебя во тьме,

Истинно так!

Date: 2002-10-09 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] drtopper.livejournal.com
А Вы - взрослый?

Re:

Date: 2002-10-09 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это же понятно по тому, что я пишу. если надо объяснять, то не надо объяснять.
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
спасибо. я всегда дико радуюсь, когда ребёнок меня не слушается именно радикально. но до сих пор у меня не было для этой радости чёткого теоретического объяснения.
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Вы меня очень утешили -- тем, что Ваш отзыв не от ребенка и не от профессионала, а именно от родителя!

Date: 2002-10-09 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] lenok.livejournal.com
Ощутивши пламень (богоугождения), беги, ибо не знаешь, когда он погаснет и оставит тебя во тьме.

Вот именно этого я и боюсь больше всего. Потому что кажется, что пламень, он навсегда.

Кстати, у меня некоторые сдвиги. Вчера мне сказали, что я их, конечно, пугаю, но что это моё дело.

Я теперь поняла, где мы с ними капитально расходимся - oни уверены (и вчера это сказали), что христианство, как отвлечённая теория, - это хорошо и правильно, но жить так невозможно и даже пытаться не нужно.

Date: 2002-10-09 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ts.livejournal.com
Как-то уже довольно много лет назад я читала маме Евангелие, Нагорную проповедь. Она сказала примерно так: "Ну, это все для ангелов, а не для нас".

Re:

Date: 2002-10-09 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
...а потом Вы посмотрели чуть внимательнее, и поняли, что Ваша мама -- сущий ангел! (по сравнению с Вами! :-)

Date: 2002-10-10 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ts.livejournal.com
очень может быть...

Re:

Date: 2002-10-09 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ок.
кстати, хорошо, что они это сказали. когда есть хоть какая-нибудь позиция, то есть и возможность ее изменить. у Вас есть шансы их переубедить, хотя и не 100-процентные, очень дешевым способом: собственным примером. ("дешевый" этот способ потому, что не надо ничего делать специально).

Date: 2002-10-09 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] lenok.livejournal.com
Хм... Будем стараться. :)

Re:

Date: 2002-10-09 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, я еще хотел добавить Вам в утешение, что огонь погаснет -- с вероятностью 100%. нужно сделать всё по-быстрому и успеть обзавестись такими приборами навигации, с которыми можно будет не пропасть и тогда, когда останешься во тьме.

Date: 2002-10-11 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ts.livejournal.com
хм. у меня целых 6 лет в общем-то не было приборов навигации, строго говоря. и ничего. когда рушилось *всё*, что у меня было, огонь не гас все равно. т.е. главная цель была всегда в виду, только было неясно, как к ней продвигаться. впрочем, м.б. это так бывает только при первом образе призвания...

Date: 2002-10-17 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] whysherie.livejournal.com
восхитительная проповедь!

можно процитировать?..

Re:

Date: 2002-10-19 01:33 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
:-)

только это не "проповедь", а из серии моих "вредных духовных советов".

Date: 2007-10-10 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] self-meaning.livejournal.com
как все среди святых тоже тогда неправильно)) это же все равно "как все", у святых получается тоже... свое сообщество, раз они одним словом называются

а вот я столкнулась с реальной проблемой, когда ты не как все, то очень скоро начинают появляться люди, которые хотят быть, как ты. Получается, вообще просто надо прятаться!

ЗЫ а Вас тогда тоже не слушать, когда Вы как взрослый разговариваете? ;)

Date: 2007-10-11 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
надо не прятаться, а отшивать. так, чтобы "само собой" получалось.

ЗЫ надо слушать, но делать поправку на то, что на самом деле.

Date: 2007-10-15 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] self-meaning.livejournal.com
а когда отшиваешь - становится непереносимо, пропадает мотивация и начинается апатия (отвращение к этим людям не уменьшается), т.к. нет примера стремления и самоподтверждения, а свои убеждения в этих аспектах прямо противоположны, нужен чуждый энтузиазм. Или су. Аморфное псевдосуществование хуже обоих вариантов.

на самом деле ничего нет. всё кажется. и то, что кажется.

Date: 2007-10-15 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
мотивация не должна пропадать от того, что ты делаешь именно то, к чему ты был мотивирован. ведь отшиваешь -- потому что это тоже часть рутинной работы.

Date: 2007-10-15 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] self-meaning.livejournal.com
она пропадает, если процесс делания того, к чему был мотивирован не совпадает с направлением "хорошо" в системе координат "хорошо-плохо", а когда она негативистская или разболтанная - мотивация вообще себя дискрежитирует как принцип

Date: 2007-10-15 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
как все запущено :))

Вы слышали о такой формуле -- "делай что должно, и будь что будет"?

Date: 2007-10-15 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] self-meaning.livejournal.com
угу, мне ей еще в 2004м Кейв мозги прокомпостировал (вышел компост), результат вы наблюдаете

для нее должно быть как раз четкое "хорошо", а не те два варианта

Date: 2007-10-15 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет. должно быть понимание долга.

Date: 2007-10-15 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] self-meaning.livejournal.com
долг появляется только в стабильной позитивно ориентированной системе координат

Date: 2007-10-15 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
долг может становиться началом координат.
если он имеет абсолютное обоснование, то иначе и не получится.

Date: 2007-10-15 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] self-meaning.livejournal.com
абсолют только номинально считается абсолютом
к тому же, когда долг начало координат, а не направление, движение никак не стабилизируется

Date: 2007-10-15 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
он и направление тоже ))
абсолют не может "только считаться". тогда это нечто относительное.

Date: 2007-10-15 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] self-meaning.livejournal.com
нужно отделять мух от котлет, в начале координат должен быть гвоздь, чтобы система не рыпалась, абсолют - не гвоздь, точнее он либо гвоздь (абсолютная аксиоматика), либо направление, а при совмещении получаются ваще какие-то невнятные фракталы, т.е. ни то, ни другое в абсолюте (как в квантовой физике)


определяется как стремление к...
это уже вопросы терминологии
Page generated Jan. 2nd, 2026 04:42 am
Powered by Dreamwidth Studios