hgr: (Default)
[personal profile] hgr

итак, если надобность в существовании ИПЦ не отпала (т.е. не явилась государственная власть и не поставила ИПЦ на место господствующей церкви), а "период полураспада" ИПЦ v.1.0 уже достигнут, то возникает необходимость создать на основе прежних ИПЦ v.1.x какую-то новую ИПЦ v.2.0.

теоретически понятно, что она должна быть в большей степени "за" и в меньшей степени "против", т.е. у нее должна быть позитивная программа. однако, это уже не может быть позитивной программой v.1.0, т.е. консервацией того, что было до "момента Ч".

иными словами, нужно сформулировать "истинное православие" как идеологию, т.е. сказать, что истинное православие -- это не просто "то, как было (до какого-то момента) раньше", а, конкретно, то-то и то-то.

такой идеологии нельзя взять в готовом виде не только из среды ИПЦ v.1.0--1.x, где ее и по определению быть не может, но и из среды "дораскольной" Церкви. в лучшем случае, в "дораскольном" периоде могут найтись какие-то очень мало востребованные в свое время церковные мыслители, которые уже сформулировали какие-то базовые идеи (на мой взгляд, для современных ИПЦ v.2--3 таким надо считать Михаила Новоселова). получается, что "истинное православие" (не как догматику, но как идеологию) необходимо изобрести.

этот процесс сродни созданию научной теории. "открытия" и "изобретения" делаются сразу несколькими учеными в разных местах, которые не всегда приходят к полному согласию друг с другом, но в целом именно они формируют новое лицо науки.

в ИПЦ 20 века такие люди появились на рубеже 50-х и 60-х годов и оказались особенно востребованными после 1965 года (взаимного "снятия анафем" между папой Римским и патриархом Константинопольским: благодаря тому, что идеи "истинного православия" были уже заранее подготовлены, они смогли сыграть роль телескопа, в который это далекое от них событие сумели увидеть даже простые греческие новостильные монахи, а за ними и миряне; в результате, ИПЦ получили огромный прилив свежих сил). что характерно, большинство, хотя и не все, "изобретателей" "истинного православия" совершали свое открытие, будучи вне истинного православия (т.е. они были, до своих идейных выводов, вне ИПЦ, и только придя к своим выводам, они покинули свои экуменические юрисдикции и перешли в ИПЦ).

итак, перейдем на личности -- на личности тех, кто изобрел "истинное православие". это было несколько человек, всех не перечислю. но, пожалуй, самыми главными стали люди 1920-х и особенно 1930-х гг. рождения: Фотий Кондоглу (он же и великий иконописец, в сане мирянина), Александр Каломирос (тоже мирянин), Амвросий Фонтрие (архимандрит; его как-то хотели сделать епископом Кикладским -- des Cyclades; он в ответ предложил стать лучше епископом des Cyclistes -- мотоциклистов; этим он прозорливо указал на нашу нынешнюю работу среди бэйкеров в Суздале!), о. Пантелеимон Бостонский (архимандрит и духовник Holy Transfiguration Monastery -- Свято-Преображенского монастыря в Бостоне), о. Серафим Роуз (иеромонах; несмотря на их "нелюбки" с о.Пантелеимоном, я и его причислил бы к изобретателям "истинного православия"). плюс еще много людей менее известных, часто становившихся приходскими священниками (в монашестве или нет), и очень влиявших и на свое окружение, и вообще на многих людей. т.к. многие из них, слава Богу, живы, то я не хочу на них указывать и ограничиваюсь поэтому только совсем уже знаковыми фигурами. чуть позже -- уже именно по итогам 1965 года -- к ним присоединился митрополит Филарет (Вознесенский), глава РПЦЗ (+ 1985, нетленные мощи открыты (и вновь закрыты) в 1998).

главными документами той эпохи являются произведения Александра Каломироса Против ложной унии (1963; это особенно важная работа, т.к. она была опубликована еще до 1965 года!) и еще более теоретичная "Екклисиология". а в более публицистическом (в хорошем смысле слова) жанре -- "Скорбные послания" митрополита Филарета (все Скорбные послания и еще кое-что имеются здесь; идеи в них, в основном, "Бостонские" -- и именно "Бостонские", а не вл. Григория Граббе, яко глаголят нецыи).

итак, идея для ИПЦ v.2.0 появилась, но от этого было еще слишком далеко, чтобы такую ИПЦ нового поколения реально создать. абсолютно все вышепоименованные лица пришли в резкий конфликт со своим окружением даже и в тех ИПЦ, где они оказались. в лучшем случае, они приходили с ними к дурному миру, который считался лучше доброй ссоры. а бывали и случаи вроде Александра Каломироса, приход которого (в Афинах; сейчас, после кончины Александра в 1990 г., там старостой его сын Иоанн) вместе с еще одним монастырем оказался и вовсе вне наличных в Греции истинно-православных синодов -- и я его прекрасно понимаю. это положение ненормальное, но в каких-то случаях и на какое-то время неизбежное.)

судьба начинаний митрополита Филарета доказывает, что ИПЦ нового типа нельзя создать простым захватом верховной власти в ИПЦ версий 1.х. уж кто-кто, а он был "на топе", и у него даже были хорошие помощники, которые даже поставили -- вместе с ним -- задачу переделать РПЦЗ в нечто новое и реально нужное, т.е. организовать ее не вокруг всякой антикоммунистической лабуды, а во имя православной догматики (причем, политическая обстановка этому благоприятствовала, т.к. антикоммунизм оставался актуальным абсолютно для всех, и на него бы никто не посягал). но вся эта затея, несмотря на иногда впечатляющие тактические успехи, провалилась с треском. я тут уже подробно описывал детали этой истории.

"правильный" лидер не может переделать "неправильных" членов своей группы. регрессия ИПЦ создает кадровую ситуацию, которая лучше всего выражается словами советской песни "фарш невозможно провернуть назад". нужна была какая-то новая и специальная работа с рядовым духовенством и мирянами, а ничего такого м.Филарет и его окружение не придумали. (точнее, не придумали соответствующего проекта в масштабах РПЦЗ; на более лабораторном уровне там уже было всякое-разное).

РПЦЗ оставалась, я бы сказал, псевдо-государственной церковью: она имитировала структуру дореволюционной государственной церкви при отсутствии самого государства. Это удавалось потому, что в диаспоре аналогичные функции мог выполнять принцип этнической солидарности. РПЦЗ объединила монархическую эмиграцию, которая, в свою очередь, стала действовать в тех странах, где русские беженцы были из средних и низших социальных слоев, а не интеллигенция (поэтому они легко могли сделать их носителями своей идеологии). получилось совершенно особенное церковное образование -- не чисто этническое, а этно-политическое.

РПЦЗ, хотя и стала "церковью русского народа", аналогичной каким-нибудь украинским юрисдикциям, но, по особенностям политического наследства русской эмиграции (в отличие от украинской, сербской, арабо-христианской и т.д.), сохраняла за собой государственные амбиции. сегодня мы наблюдаем, как некоторые части прежней РПЦЗ, не пошедшие на объединение с МП, но оказавшиеся неспособными всерьез поддерживать прежний характерный для РПЦЗ "государственно-церковный" имидж, свалились в банальное этническое православие. конечно, и этническое православие -- вполне возможная форма существования ИПЦ, но только лишь в версии 1.х: ведь в любой другой версии, начиная от 2.0, потребуется дать определение "истинному православию", а такое определение никак не может быть этническим. (т.е. я хочу сказать, что идея этнического православия перспективна для выживания регрессивных групп 1.х, но не для развития ИПЦ).

государственные амбиции или, наоборот, отказ от них и сползание в чистую "этнику" составляют также и проблему в среде современных греческих старостильников, но я тут не хочу в нее углубляться.

итак, для развития ИПЦ нужны такие миряне и рядовые клирики, которые способны сделать сознательный выбор между ИПЦ и "не-И ПЦ", причем, мы теперь можем рассматривать лишь такие ситуации, когда их сознание при этом "сознательном" выборе не будет направляться ни государством, ни этническими барьерами.

если взять нормального современного человека нынешней секулярной эпохи, то такие условия -- когда в церковь его ни государство не гонит, ни "национальный клуб" не привлекает -- делают задачу весьма трудной. в зависимости от путей ее решения как раз и могут различаться дальнейшие версии ИПЦ -- 2.х, 3.х и т.д.

Date: 2006-08-01 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alexbogd.livejournal.com
Кстати, не посоветуете ли, что можно почитать про Фотия Кондоглу? Интересует его иконописная деятельность. Заранее спасибо.

Date: 2006-08-01 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] alexbogd.livejournal.com
Позволю себе добавить, что греческие источники мне, в общем, тоже доступны и понятны.

Date: 2006-08-01 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не знаю, к сожалению. я-то далек от иконописцев. на Вашем месте, я бы начал с поиска в гугле на греческом.

Date: 2006-08-01 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alexbogd.livejournal.com
А ведь и правда, ответ находился, в общем-то, в одном клике:

http://www.kontoglou.gr/

Date: 2006-08-01 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо! прекрасный сайт. сейчас ссылку помещу в текст постинга.

Date: 2006-08-01 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
Вы думаете, это его письма икона была? т.е Ваш знакомый так думает?

Date: 2006-08-01 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] alexbogd.livejournal.com
нет, он совершенно точно так не думает. это современная икона. А Кондоглу умер сорок лет назад.

Date: 2006-08-01 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] alexbogd.livejournal.com
В Греции далеко не один великий живописец. Да и потом, ведь великий - это не синоним известного :)

Date: 2006-08-01 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] seelenwacht.livejournal.com
Все "Скорбные послания" свт. Филарета есть вот здесь http://www.geocities.com/ppav2002/pechat.htm

Date: 2006-08-01 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
большое спасибо! сейчас внесу эту ссылку.

Date: 2006-08-01 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] innerwar.livejournal.com
Очень интересно. Большое спасибо за вашу просветительскую работу.
(deleted comment)

Date: 2006-08-02 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
согласен. но я тут и пишу по-светски.

Date: 2006-08-02 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] vladmoss.livejournal.com
Маленкое замечание: Александр Каломирос был дарвинистом. Ирония в том, что человек, который сказал, что "конверты" из Католицизма или Протестантизма никогда не могут стать истинными православными, сам попал в такую чисто западную ересь (если это только ересь).

Date: 2006-08-02 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
это я знаю, но, думаю, все это вопросы второстепенные. идея истинного православия в целом не очень от них зависит. у каждого из ее "авторов" (как и у каждого из нас), вероятно, было и есть немало заблуждений в многочисленных частных вопросах. гораздо важнее определить вопросы приоритетные и достигнуть согласия (со святыми отцами, а потом уже между собой) в них.

Date: 2006-08-02 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ulit.livejournal.com
Дарвинизм – это такой «верблюд», которого почти все теперь спокойно поглощают, не поперхнувшись, и верблюд – размером с мамонта или даже больше. И Вы – туда же, как я понимаю. Печально…

Date: 2006-08-02 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
я думаю, что нельзя естественнонаучные вопросы впутывать в догматику. нужно только знать, что человек создан Богом в результате особого акта творения, а не естественной эволюции из того, что Бог создал раньше.

Date: 2006-08-03 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ulit.livejournal.com
естественнонаучные вопросы впутывать в догматику и правда не стоит. НО догматика очень даже страдает от принятия дарвинизма - вопрос о происхождении смерти и то что с этим вопросом связано.

http://community.livejournal.com/salon_theologie/30104.html?thread=524440#t524440

Date: 2006-08-03 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ничего здесь нет сложного. после грехопадения Адама изменилось также и понятие "после", т.е. понятие времени, т.к. время существует только в материальном мире, а весь материальный мир изменился.

"проблема" возникла из-за того, что захотели историю до грехопадения спроецировать на время падшего естества.

Date: 2006-08-05 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] ulit.livejournal.com
Простите, просто не могу подобрать цензурных слов. Тако ученые мужи пудрят мозги. Если же Вы сами в это верите – еще хуже. Нет никаких оснований верить в то, что до грехопадения планета имела принципиально иную форму, чем ныне; что предметы удалялись при приближении к ним и т.п. Что бы ни произошло со временем после грехопадения, всё равно: сначала – причина, потом – следствие, сначала – грехопадение, потом – тление и смерть. Всё ясно, и было так ясно всегда до 19 века, пока не появился Дарвин со своей теорией. И не надо наводить «тень на плетень»… Не, язык не поворачивается ВАМ что-то объяснять. Абзац. :(

http://logothet.livejournal.com/8408.html?thread=173272#t173272

Date: 2006-08-05 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
Вы оперируете словами "сначала" и "потом" так, как будто понимаете их содержание.
тогда подумайте про "чад Аврааму", которые из камней, и про "во Исааце нарчется тебе семя".

Фактологические поправки.

Date: 2006-08-04 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] nectarius.livejournal.com
1.Фотий Кондоглу жил и умер членом новостильной церкви.
2.Оригинальный приход Каломироса был не в Афинах, а в Фессалониках. Он развалился. Их церковь была в доме Кириака Асланидиса, который теперь монах Феолог в м-ре Иакова Богобрата нашей юрисдикции, а храм закрыт и в нем служат лишь раз в году на престол. Осколочный же приход, в коем старостой Яннис Каломирос, находится в Серрах.
3.Далеко не один этот приход и не один монастырь находятся вне всех юрисдикций ИПЦ. Это довольно распространенное в Греции явление как в среде серьезных ИПХ, так и различных шарлатанов.
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
все поправки приняты, спасибо.
Фотий Кондоглу, к тому же, был много старше: 1895 г.р.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 10:24 am
Powered by Dreamwidth Studios