hgr: (Default)
[personal profile] hgr
подумываю сделать доклад на философском факультете СПбГУ на тему:
"Святоотеческая аскетика и современная психотерапия: разные опыты постановки проблемы".
проблематику так называемых беснований, прелести и т.п. чисто религиозные вопросы я полностью оставляю за кадром. меня тут будут интересовать только антропология и -- основанная на ней -- медицинская (психотерапевтическая) практика.

у меня уже был доклад и статья на сходную тему (Два нередукционистских подхода к волевому акту: Максим Исповедник и психоанализ после Мелании Кляйн // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. Богословие. Религиоведение. Вып. 2 (2006) (Приложение к журналу «Вестник Русской христианской гуманитарной академии», том 3) 50–71), но он уже устарел, да и вообще хотелось бы еще кое-что сказать.

какие вопросы тут было бы обсудить особенно актуально?

UPDATE если бы я выбирал тему по принципу практической целесообразности, то я бы выбрал что-то вроде "поддерживающая психотерапия психотических пациентов на основе их религиозных верований (специфика православных пациентов)". но я не вижу тут никакой интересной теории и даже никакой специфической связи со святоотеческой аскетикой (только очень отдаленная связь тут есть, на уровне каких-то общий положений и общих слов). такая тема была бы интересна в психиатрической, а не философской аудитории.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2009-11-07 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
ну, наверное, у СА и СП цели разные. от этого и надо плясать. цель определяет средства и пути.

Date: 2009-11-07 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kotovski.livejournal.com
Понятие психического (душевного) здоровья. Как это понятие определяется в СА и СП.

То есть, вопрос целеполагания, который, как известно, самый важный :)

Date: 2009-11-07 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lazy-frog.livejournal.com
Вряд ли смогу помочь уточнить тему, но я бы пришёл послушать.

Date: 2009-11-07 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sasha-p.livejournal.com
Очень интересная тема, я бы сам с удовольствием послушал. Собственно, ведь существуют же признанные в медицине и психотерапии вещи, которые нельзя объяснить с т.зр.науки (в частности, причины). Согласен с предыдущим комментарием, плюс наверное не стоит перегружать спецификой, как религиозной, так и ударятся в дебри клинической психиатрии.

Date: 2009-11-07 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] sasha-p.livejournal.com
Предыдущий, в смысле 1 (и 2 тоже, ведь "психо" - душа, психология - наука о душе, психотерапия - душевная терапия, а псих.больные ведь и называются по-другому - душевнобольные).

Date: 2009-11-07 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
я ведь не об этом, а на уровне антропологии: цели неважны, важен предмет, с которым работают, и методы работы.

Date: 2009-11-07 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
эээ... от этого хотелось бы уйти!

если ты знаешь, с чем имеешь дело, и каким видам воздействия оно поддается, то ты можешь ставить разные цели. сопоставление на уровне целей поэтому неинтересно.

Date: 2009-11-07 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
доклад должен быть не популярным, а вполне "техническим", предполагающим у слушателей хотя бы общее знакомство с психологическими теориями (но не предполагающее знакомство с техниками психотерапии).

Date: 2009-11-07 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
увидят во мне соратника. как раз эта тема -- против религиозного дурмана.

Date: 2009-11-07 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] sasha-p.livejournal.com
Ну, понятно, что везде есть своя грань. Я же говорил только, чтобы не "перегружать"!

А суть - связь целей, средств - с сутью явлений. "Душа-психо".

Date: 2009-11-07 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
предмет с чьей т.зр?
представляется, что СП совсем по=другому бы определила предмет, с которым имели дело св.отцы, если бы взялась этот предмет определять, чем святые отцы, und umgekehrt.

Вы будете давать свое определение предмета в каждом случае, или удовлетворитесь авторским, без предполагаемых взаиморефлексий другой стороны?

Date: 2009-11-07 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
предмет -- это человек в его душевной жизни (не духовной).

Date: 2009-11-07 08:39 pm (UTC)
From: (Anonymous)
"Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа"
Две культуры: в одной - человек как целое, в другой - набор психических реакций.
Что такое подсознание с т.з. аскетики? Что такое молитва с т.з. психоанализа?

Date: 2009-11-07 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
с апдейтом согласна.
психиатрия ждет такого исследователя.
мне же интересней тема с психиатрической т.зр., увы

Date: 2009-11-07 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вопрос о молитве оставляю в стороне как религиозный (а в рамках психоанализа -- не существующий, по сути дела), а вопрос о подсознании с т.зр. аскетики имеет довольно ясный ответ (как и вообще трехчастная структура Фрейда).

Date: 2009-11-07 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kotovski.livejournal.com
Ну хорошо :) Тогда ставлю вопрос ребром, тем более что он меня очень интересует. Верно ли, что следование православной аскетике обостряет истерические тенденции (у некоторых людей), которые современным психиаторам потом приходится лечить? Насколько остро стоит эта проблема?

Мне кажется (как и ув. [livejournal.com profile] dodododo), что тут имеет смысл говорить не о сопоставлении, а о противопоставлении.

Очень жаль, что по географическим причинам я никак не смогу посетить доклад -- тема мне кажется чрезвычайно актуальной. И спасибо Вам, что за нее взялись.

Date: 2009-11-07 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
на практике уже много материала накоплено. и врачи многие понимают. но на православной специфике пока ничего не написано, увы. я тоже не буду писать по практике психотерапии, но с удовольствием бы поделился опытом с пишущим психотерапевтом или (лучше) психиатром.

Date: 2009-11-07 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
истерические тенденции обостряются при следовании "православию без аскетики". а при следовании православной аскетики (неразумном) обостряется их противоположность -- обсессивно-компульсивные расстройства. по отношению к истерическим расстройствам даже очень тупое следование православной аскетике будет психотерапевтичным.

Date: 2009-11-07 08:56 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Психоанализ был создан человеком Нового времени для человека Нового времени. Было бы интересно показать как средневековый человек смотрел на мир и, в частности, на проблемы с психикой. Еще один вопрос: дух, ум, душа в Средневековье и теже слова в Новое время. Здесь же терминологическая путаница.

Date: 2009-11-07 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в средние века жили разные люди, которые смотрели на проблемы с психикой по-разному. какие-то т.зр. относительно близки к некоторым формам психоанализа (напр., то, что я обсуждаю в статье, указанной в основном постинге).

собственно религиозная тематика ("дух", "душа" в смысле вечной души) -- совершенно вне проблематики психиатрии и психоанализа.

Date: 2009-11-07 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
в данном случае меня больше интересуют психопатии т.н. "православных психологов", чем их пациентов.

у меня непроверенная гипотеза, что "православными психотерапевтами" называют себя люди со схожими психическими расстройствами.
у некоторых они благоприобретенные (не без предрасположенности, конечно) в процессе т.н. "воцерковления"

Date: 2009-11-07 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
интересно. не знаю, т.к. стараюсь нигде не пересекаться с этими людьми.

а лечить их едва ли возможно, наверное, т.к. не создать психотерапевтическую ситуацию?

Date: 2009-11-07 09:02 pm (UTC)

Date: 2009-11-07 09:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Так конференция ведь по Средневековью, а не по психотерапии. Тут мне кажется интересен культурологический подход, а не подстраивание под современный тренд.

Date: 2009-11-07 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-z.livejournal.com
Лествица, глава 5-ая, о покаянии. пример как раз терапии с т. з.р. аскетики, которая, на взгляд современного человека, выглядит как сумасшествие, самоистязание, просто нездоровое состояние человека, потерявшего покой.
меня когда-то мучил вопросами об этом фрагменте сам знаешь кто.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 12:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios