hgr: (Default)
[personal profile] hgr
в школьные годы (я закончил школу в 1979) и в студенческие тоже я в любой научной книге смотрел, цитируются ли там в ритуальных целях кмаркс и фэнгельс, и если цитируются, то никогда ее не читал. (это одна из причин, по которой я и Аверинцева не читал).

в курсовых и дипломах на химфаке таких цитат не требовалось, а диссер по философии я после разных колебаний писать не стал (в 1985; предполагалось, что он будет по Григорию Нисскому у П.П. Гайденко; уж не знаю, как там было бы с необходимостью ритуальной цитаты -- я об этом задумывался, но отказался от идеи диссера еще раньше, чем проблема приблизилась вплотную).

а вот сейчас перечитал и узнал, почему я так зациклился именно на цитатах:

- не приведёт ни устно, ни письменно ни одной "руководящей" цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;

помнится, этот текст мы штудировали и перепечатывали в 1978. там и другие принципы ритуальной чистоты, которые надо было соблюдать (демонстрации, голосования...). как гвоздями вбилось, хотя я забыл источник.

Date: 2011-12-20 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
А вот Ваши портреты и фотографии у прихожан в домах висят?

Date: 2011-12-20 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
нет, они их носят на футболках, на лбу и на правой руке.

Date: 2011-12-20 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
На футболках - неправославно!

Date: 2011-12-20 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
теперь надо еще и так...

Date: 2020-11-16 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] k4romanolga.livejournal.com
увольте, хватит с меня фотопортрета на стене!

Date: 2020-11-16 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
))
можно еще облобызать и положить на полку.

Date: 2020-11-16 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ой. я думал, это о Солженицыне.

забыл об этом обсуждении совершенно.
недавно один священник дружественной юрисдикции хотел распечатать мой парадный портрет для вывешивания у себя и в одном нашем приходе, где он тоже служит. это предложение привело меня в ужас. насилу уговорил его так никогда не делать.

Date: 2020-11-16 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] k4romanolga.livejournal.com
да, насчет облобызать - это нескромно.
а так ничего, если не парадный.

Date: 2011-12-21 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
О! Точно! Футболка с физиономией Лурье, стилизованной под Летова, и слоган "православие или смерть!" 282 обеспечена.

Date: 2011-12-20 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] 3ilot.livejournal.com
У прихожан в жежешечках висят.
(deleted comment)

Date: 2011-12-20 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не верю, что "поэтому". если чувствуешь Beruf, то не бросишь, а будешь печататься на западе, эмигрируешь и т.п.

Date: 2011-12-20 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] roman-i-darija.livejournal.com
а мы как раз несколько дней назад это в жж цитировали и много копий поломали с полоумным снычевским попом, восхищающимся "царскими" советскими старушками...

Date: 2011-12-20 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, там ваш оппонент был забавный.

Date: 2011-12-20 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
Здравствуйте, Даша/Рома.
Что за поп? Не Васькин часом?
http ://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/slovo_o_mitropolite_ioanne_snycheve/

Date: 2011-12-21 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
А-а-а... этот
http ://ruskline.ru/author/b/belovolov_gennadij/

Date: 2011-12-21 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
в конце 80х подавал большие надежды как исследователь Достоевского...

Date: 2011-12-21 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
Не-е, Васькин круче всех. Тот вообще бывший политрук, чем открыто гордится. И бравирует своей близостью к м.Иоанну (Снычеву). Если не врет, Вы должны его знать. Он, кстати, диомидовский подписант и латентный "ижевец", так что скоро у вас окажется, ждите.

Date: 2011-12-21 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
не знал никакого Васькина.

Date: 2011-12-21 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
сидят на помойке два бомжа
один другому:
ты в курсе, что в мире экономический кризис
не, а чё это?
ну, вот у тебя олигархи знакомые есть?
нет
ну, так теперь будут.

Не знаете никакого Васькина? Какие Ваши годы, ВМ, какие ваши годы...

Date: 2011-12-20 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] lantse.livejournal.com
Секретарша на моей первой работе (1989) при подготовке к экзаменам (юрфак) просто всё это вычеркивала физически из учебников.

Date: 2011-12-20 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
интересная практика.

Date: 2011-12-20 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] bv.livejournal.com
Я вот часто Маркса цитирую из Критики готской программы, про спасение души.

Date: 2011-12-20 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
видимо, актуально в мореплавании (не читал).

Date: 2011-12-20 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bv.livejournal.com
Dixi et salvavi animam mеаm - весьма актуально.

Date: 2011-12-20 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
если прям такой эпизод был -- то круто вообще. можно филактерий с цитатой делать.

Date: 2011-12-20 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimir-kiev.livejournal.com
а еще почему Вы Аверинцева не читали? диалог со slonом заслуживает...

Date: 2011-12-20 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
написал, как думаю, а потом стер ))

напишу более мягко: там было видно, не читая, что автор (Аверинцев) не просто обращается к определенного рода аудитории, но что он сам полностью принадлежит этой аудитории и ценит в "византийской литературе" совсем не то, ради чего она была написана.

т.е. ищется позиция, чтобы можно было ей любоваться, но не жить.

(науке такая позиция тоже мешает, т.к. наука -- это третье: напр., птицами можно любоваться, можно на них охотиться ради еды, а можно их изучать в качестве орнитолога. с религиозными предметами всё похоже, но любоваться ими -- это уже особая религиозная позиция со всеми вытекающими).

PS лично к Аверинцеву у меня отношение самое лучшее, и мне очень его жалко. я был с ним слегка знаком.

в науке, вопреки общепринятому в профессиональной среде мнению, я считаю, что он все-таки кое-что тоже сделал. это я уже прочитал в последние годы его жизни.

Date: 2011-12-20 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] shvetsov0711.livejournal.com
Ага, любоваться цсл-богослужением - тоже особая религиозная позиция со всеми вытекающими...

Date: 2011-12-20 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] erdferkel.livejournal.com
Хе - по тексту С. получается, что в случае согласия с мыслью / уместности цитаты цитировать допустимо, - а если в оцениваемой книге тот самый случай?

Ну и - с другой стороны - общественные дисциплины Вы как студент сдавали же?


Серьезно: даже независимо от вечнозеленой темы, был ли сам покойный аффтар образцом правдивости, и вообще по возможности независимо от политических ориентаций - дурной этот его текст как таковой. Потому что неприменим к реальной жизни зависящих друг от друга людей, когда тупо не врать - поведение нередко самоубийственное и/или убийственное. Люди это понимают, соответственно маневрируют, а если при этом заучено "жить не по лжи" (и даже подтверждено - по отдельным ритуальным пунктам) - развивается двоемыслие и разложение мозгов.

Полезны были бы наставления на тему примерно "какое бывает вранье, когда какие оно влечет последствия для других и какие - для психики лгущего, и как можно сбалансировать те и другие последствия лжи или нелжи, если эти последствия понимаешь и принимаешь" (так, чтобы, например, человек, решивший противоборствовать лжи на направлении X, понимал, что при этом ему придется лгать на направлении Y и приложить большие усилия, чтобы не лгать также и на направлении Z, и был готов принимать соответствующие решения), - и вот такие наставления были в крайнем дефиците.

Date: 2011-12-20 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да, тогда можно цитировать. но меня обычно интересовали книги на другие темы, за искл. самого Солженицына, который цитировал Ленина и т.п.

общественные дисциплины я сдавал очень даже неплохо. по истории КПСС был вообще отличник, т.к. все по Архипелагу ГУЛАГ и т.п. источникам помнил.
там не требовалось что-либо излагать как свое собственное убеждение.

с последним Вашим абзацем согласен, но он является дополнением к тексту С. и вообще имеет смысл только тогда, когда тест С. уже принят.

Date: 2011-12-20 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] erdferkel.livejournal.com
> там не требовалось что-либо излагать как свое собственное убеждение

Имхо это уже то самое маневрирование.

> имеет смысл только тогда, когда тест С. уже принят.

Все же не "принят", а "понят" (т.е. принята некоторая значимость такой мотивации), после чего "критически преодолен", или, как сказал бы вышеупомянутый Маркс, "снят".

Date: 2011-12-20 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
согласен.

Date: 2011-12-22 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] erdferkel.livejournal.com
Просто сама по себе идея, что врать нехорошо, а вокруг врут как-то слишком много и слишком системно, и хорошо бы этому противостоять, а свою жизнь и свои мозги от этого вранья почистить, - легко возникает без всякого Солженицына, особенно когда одновременно официально господствует культ "правды", как в СССР (это вам не нынешний постмодернизьм). Вопрос - что человеку с этой идеей дальше делать. Проповедь Солженицына, - отвлекаясь от политической стороны дела, - насаждала ложное представление о реальном месте лжи в наличном человеческом мире; и культивирование такого ложного представления быстро портило первоначальные устремления.

Характерна, кстати, дискуссия про старушку по ссылке наверху и далее, где под лозунгом "жить не по лжи" исполняется впечатляющий экзерсис на тему "что же ты, собака, вместе с танком не сгорел".

Постмодернистское презрение к "правде", конечно, нездоровая реакция на такое, но неизбежная.

Некий чудак и поныне за правду воюет,
Правда, в речах его правды на ломаный грош
и т.д.

Только сейчас подумал, что здесь у Высоцкого может быть не ирония в адрес незадачливых правдолюбцев вообще, а выпад конкретно против Солженицына. Беглый взгляд показал, что исследователи такого определенно не утверждают, но не исключают.

Date: 2011-12-22 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
я все же думаю, что жесткая конфронтационность идеала была нужна (и всегда бывает нужна), а иначе это и не идеал, т.е. не сработает вообще.

Date: 2011-12-22 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] erdferkel.livejournal.com
Я больше не про "конфронтационность идеала", а про трезвую самооценку.

Date: 2011-12-21 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] khebeb.livejournal.com
видел как-то кандидатскую (приятеля, но старую - он сильно меня старше был) по тригонометрии. Во введении цитаты из "Диалектики природы" Энгельса (более ничего для математегов не годилось) и что-то из очередного съезда о значении тригонометрии для развития народного хозяйства. Основной корпус - страниц 30 формул. Ну, и в конце список дитературы, как обычно

Date: 2011-12-21 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
жуть. мне кажется, в наше время это уже не было нужно. по химии писали без цитат (у нас на химфаке).

Date: 2011-12-21 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] khebeb.livejournal.com
а актуальность темы и практическая значимость как в диссертациях у химиков мотивировались? Особенно с учетом отличий университетких химиков от химиков-технологов

Date: 2011-12-21 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
по-моему, так же, как и сейчас. наверное, разное бывало, но не помню, чтобы ссылки на эту дрянь были принудительными.

Date: 2011-12-21 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Когда в тех же ритуальных целях цитируют Писание и св. отцов, это еще мерзее.
Вообще коммунистическое ритуальное словоблудие - это же пародия на штампованную религиозную болтовню.
Не умеем жить, так будем хоть разговаривать, как-то так.

Date: 2011-12-21 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
оттуда и пошло, конечно. но советские ученые не цитировали Писание в ритуальных целях.

Date: 2011-12-21 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Я вспомнил: докторские диссертации (и монографии на их основе) должны были содержать ссылки на "классиков" в обязательном порядке. Отсюда, скорее всего, они и в "Поэтике" Аверинцева. В кандидатских это не требовалось, поэтому его в работе о Плутархе их наверняка нет. Вообще же в монографиях этого не требовали в обязательном порядке.

Date: 2011-12-21 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
кажется, Поэтика не считалась изданием его докторской, а там были просто фокусы для цензуры.

Date: 2011-12-21 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Диссертации ведь обычно и не издаются в том виде, который идет на защиту.
Но понятно, что Аверинцеву была чужда главная установка Солженицына: "нам надо понимать свою силу, они нас боятся, с нами Бог".

Date: 2011-12-21 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
да.

да. поэтому "дискурс" Аверинцева никогда не был христианским в традиционном смысле слова, а поэтому "поэтика" была фальшивым пением о византийской гимнографии.

Date: 2011-12-21 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Честно говоря, мне отчаяние Шаламова и его ненависть к Солженицыну: ты дешевый оптимист, тебя не ломали по-настоящему, ты не знаешь, что это такое, никакого Бога нет, - тоже понятны.

Date: 2011-12-21 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
и мне понятны. но я все равно на стороне Солженицына. (кстати, и Шаламова поэтому не любил: понимая его художественное совершенство и с некоторым даже отвращением относясь к стилю Солженицына).

надо выбирать правильное, а потом, когда начинают ломать, -- уж как получится, но стараться-то надо.
Page generated Jan. 1st, 2026 03:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios