hgr: (Default)
[personal profile] hgr
под катом будет схема и многабукаф.


это просто схема. она не описывает реальности, но описывает некоторые модели, которыми реальность удобнее объяснить.

есть большая проблема, которая нас тут прямо касается, но которую можно нагло обойти: проблема устойчивости референции. почему люди все-таки понимают друг друга, когда говорят на так называемом "одном языке"? поэты давно сказали, что это невозможно ("другому как понять тебя..."), и были правы. их правота доказывается теоремой Патнема. но вывод из нее только один: да, значения слов естественного языка никак особенно не привязаны к словам; слова наполняются смыслом как-то внелингвистически. самое популярное объяснение этого процесса -- каузальная референция; на богословском языке это называется Священное Предание (но в естественных языках это просто предание, не священное). как осуществляется эта референция, и как она взаимодействует с ествественным языком, -- это чуть ли не основной вопрос философии языка (НЕ лингвистики), очень интересный, но мы его сейчас объедем: нас будут интересовать только два самых крайних проявления. а именно: имя собственное и "имя Божие" в смысле Ареопагита; последнее я позволю себе обозначить как "символ" (чтобы не путать с именем собственным, и чтобы подчеркнуть, что такова же природа очень многих так называемых символов; но в эти подробности я тоже не хочу заходить).

итак, имя собственное. это один из любимых объектов аналитической философии после книжки Сола Крипке о "жестких десигнаторах" (Name and Necessity, 1971 год примерно). согласно Крипке, имя собственное в качестве имени конкретного человека или явления может всегда обозначать только этого человека или явление. в терминах модальной логики и на языке семантики возможных миров, -- денотат жесткого десигнатора (и имени собственного в частности) всегда один и тот же во всех возможных мирах.

это представлено на схеме -- в той части, где написано NOMEN. буквой I с индексами там обозначены интенсионалы (в смысле Патнема); их можно интерпретировать как функции, усваивающие определенному десигнатору D тот или иной денотат в зависимости от возможного мира (номеру которого соответствует индекс). по определению жесткого десигнатора, для всех возможных миров это будет один и тот же денотат.

но это так кажется Крипке и всем тем, кто верит в существование жестких десигнаторов. я не верю в их абсолютную жесткость, поэтому готов принять эту схему только как приблизительную. вот почему.

возьмем как пример жесткого десигнатора и имени собственного "Наполеон" -- исторический деятель, он же герой одноименной книги историка Тарле, он же герой "Войны и мира", он же герой пьесы одного американского драматурга, где он, согласно сюжету, сбежал с о. Св. Елены и жил долго и счастливо в Новом Орлеане в США. нельзя отрицать, что это один и тот же Наполеон, т.к. иначе было бы непонятно, о каком герое говорят названные художественные произведения; они потеряли бы смысл. с др. стороны, исторически достоверный Наполеон -- это совершенно недоступная уму абстракция, эдакая историческая Ding an sich (подробно эта проблема достоверности исторических образов разбирается -- с позиций аналитической философии -- Анкерсмитом).

в то же время, идентифицировать их как вполне один и тот же денотат одного десигнатора ("Наполеон") нельзя. поэтому я и не верю в жесткость жестких десигнаторов. в жестковатость -- да, но не в жесткость. для более реалистичной картины необходимо применить нечеткую логику (типа fuzzy Kripke, как ее уже кое-где назвали) и внести понятие неустранимой нечеткости, наподобие квантовомеханической "неопределенности".

переходим к символу у Ареопагита. десятки и сотни "имен Божиих" (свет, благость, мир и многое-многое другое), очевидно, имеют разные денотаты, но эти разные денотаты указывают на один и тот же интенсионал. впрочем, опять только в идеале, а в реальности картина чуть более размазанная, и поэтому схема опять условна. разным возможным мирам принадлежат денотаты (экстенсионалы), а интенсионал у них один и тот же. он называется всеми этими взаимоисключающими (в этом смысле, "принадлежащими к разным возможным мирам") названиями, имеющими каждое свой денотат, но сам он один и тот же. тут, строго говоря, на схеме D (десигнатор) -- это уже не одно какое-то имя, как в правой части схемы, а совокупность десигнаторов (названий) всех экстенсионалов.

перейдем с языка семантики возможных миров на нормальный человеческий. семантика возможных миров -- это способ говорить о модальной логике, поддерживая иллюзию ее объективности. но модальность на то и модальность, чтобы не быть объективной никогда. поэтому это только иллюзия. множественность возможных миров -- это всего лишь разнообразие "точек зрения", которые -- так или иначе, но обязательно -- должны быть эксплицированы в модальной логике. обычная логика предикатов является частным случаем модальной, в которой сама модальность ("точка зрения") вынесена за скобки.

поэтому можно сказать просто, что, например, у Ареопагита -- множественность божественных имен выражает множественность т.зрения и подходов к познанию Бога. а множественность возможных миров разных "Наполеонов" из предыдущего примера -- множественность точек зрения на Наполеона (кому что в нем важно).

ЗЫ по поводу схемы: это такие мерцающие треугольнички Фреге, как нетрудно догадаться. они тут изображены в своем подлинном мире модальных логик, а не на мгновенной фотографии, как было у самого Фреге.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 11:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios