hgr: (Default)
[personal profile] hgr
Плещи - явно какой--то инфинитив, но вот как переводится, не пойму. 

и прочие феерические ответы на простой вопрос от, в принципе, грамотных людей.

эта случайно увиденная запись впервые в жизни поколебала мою уверенность в безальтернативности для нашей культуры церковнославянского языка как богослужебного.

с другой стороны -- может быть, ответы нужно рассматривать в свете вот этого --



via [livejournal.com profile] dishu

-- что такое обсерватория?
-- это что-то музыкальное.

-- что такое холокост?
-- побережье какое-то.

если так, то терять нечего, и надо все равно быть за церковнославянский.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

а мне понравилось

Date: 2010-01-09 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] dodododo.livejournal.com
-- что такое холокост?
-- холокоост? это что-то в Китае.

-- правда ли, что в Латинской Америке говорят на латинском языке?
-- нет, на американском.

Date: 2010-01-09 09:49 pm (UTC)

Date: 2010-01-09 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
Меня вот, кстати, интересует, что такое "мех на слане".

Date: 2010-01-09 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] shalapanova.livejournal.com
Тут два момента.
Во-первых, у меня не вызывает сомнений эффект камеры + некоторая неожиданность. Люди могли просто растеряться.

Во-вторых, к меня вызывает сомнения беспристрастность подборки. Сколько правильных ответов осталось за кадром.

Ну а в третьих, не думаю, что в любой стране мира можно днем в рабочий день в центре города нарваться на толпу праздношатающихся интеллектуалов. Нормальные люди в это время обычно работают ;-)

Date: 2010-01-09 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
При помощи Синодального перевода уже выяснил.

В принципе при желании найти перевод любого выражения сейчас не так сложно и можно достаточно быстро. Но для этого нужно желание или какая-то привычка искать определения встретившихся неизвестных тебе слов.

Date: 2010-01-09 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alexakarpov.livejournal.com
ну, положим, чтобы знать, что такое обсерватория, не обязательно быть интеллектуалом )

Date: 2010-01-09 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] shalapanova.livejournal.com
Не обязательно. Но по моим ощущениям не интеллектуалам не стыдно не знать ответа на один или два из этих вопросов.

Про Российскую Федерацию я вообще молчу :-) По мне так вопрос сродни классическому "соленое зеленое под пололком висит".

Date: 2010-01-09 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
все же верю утверждению авторов, что ответы не выбирались.
публика для дневного СПб. совершенно типичная: все места узнаваемы. начинается на Б.Московской, у м.Владимирская, а потом все -- около Елисеевского магазина на Невском.

Date: 2010-01-09 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
++Но для этого нужно желание или какая-то привычка ++

это будет значимо и для русского перевода (т.к. там библейские аллюзии и т.д. все равно останутся). поэтому нужно ли вообще ориентироваться на тех, у кого такого желания не будет? вроде бы, ни византийские, ни древнееврейские богослужебные тексты такую публику во внимание не принимали.

Date: 2010-01-09 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
именно. т.е. образованные люди ведь попались.

Date: 2010-01-09 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] shalapanova.livejournal.com
Праздношатающаяся публика - студенты-прогульщики, безработные, да дамочки-домохозяйки ;-) Ну, может, еще пара курьеров по развозу пиццы.

Не думаю, что все совсем уж беспросветно плохо с образованием.

Но подозреваю, что церковнославянский из них ни один не разберет.
Как и 98% населения, называющего себя православным.

Date: 2010-01-09 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
про РФ вопрос именно такой. это неудачный вопрос.

Date: 2010-01-09 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
/поколебала мою уверенность в безальтернативности для нашей культуры церковнославянского языка как богослужебного./

Я вижу две проблемы.
1) И, зная богослужебный текст, ты не можешь правильно перевести многие выражения. Но в принципе, если ты уже дошел до такой кондиции, что как-то знаешь богослужебные тексты, то дойти до той кондиции, когда ты купишь словарь и самоучитель ЦСЯ, в принципе уже не так сложно. Но в словарях, которые продаются в лавках, не все слова есть. Вот в моем "слана" нет.
2) За незнакомым текстом без книги в руках следить за чтением совершенно не реально. Но в общем достаточно часто можно увидеть прихожан, следящих за чтением по книге. В Татьянинском храме это было очень распространено. В Храме царя-мученика Николая реже.

Но, что в любом случае нужно учитывать, что для подавляющего большинства прихожан, которые ходят в храм меньше года, ничего кроме ектеньи в службе не понятно. А дальше по-разному и зависит от навыков и привычки к самообучению.

Date: 2010-01-09 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
и это возвращает нас к вопросу о латинском языке в Латинской Америке.

Date: 2010-01-09 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] abenteuerer.livejournal.com
там по одному ответу очевидно, что очень даже выбирались. когда юношу спрашивают о холокосте, он делает замечание, что вопросы то "нормальные", то нет. т.е. на "нормальные" он, видимо, отвечал, но нам не показали.
такого рода ролики всегда так и делают, мне кажется.
что, в общем, вашим выводам, конечно, никак не противоречит. просто не надо забывать - всё страшно, но всё же не настолько.

Date: 2010-01-09 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] abenteuerer.livejournal.com
вот-вот.

Date: 2010-01-09 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ясно, что здесь некая квинтессенция.

с поправкой Вашей согласен. спасибо.

Date: 2010-01-09 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
Новый Завет по моим наблюдениям читают многие. Ветхий уже реже. Различные Законы Божии читают.

/поэтому нужно ли вообще ориентироваться на тех, у кого такого желания не будет?/

Не знаю. Сам я пришел к православию, случайно купив на Арбате брошюру В. Лосского, жадно ее проглотив и причудливым образом соединив ее с Легендой о великом инквизиторе. После этого у меня был некоторый период, когда я с удивлением обнаруживал, что вокруг полно людей, которые в православии искали чего-то не того, чего искал я, а о Паламе, Лосском или книге Иова ничего не слышавших. Но при этом они вели гораздо более церковный образ жизни, чем я. И что при этом лучше, я не знаю.
Кстати, поэтому Лосскому я очень благодарен. И соглашаясь в некоторых частностях с Данувиусом по поводу Лосского, в целом я с ним не согласен. Но с другой стороны бОльшую часть моей "церковной жизни" аскетика и богослужение были для меня малопонятным приложением к Лосскому, Болотову, Мейендорфу и т.п.
Пожалуй, впервые по поводу аскетики у меня что-то в голове екнуло после Вашего комментария к Мейендорфу по поводу св. Николая Кавасилы.

Date: 2010-01-09 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
+++После этого у меня был некоторый период, когда я с удивлением обнаруживал, что вокруг полно людей, которые в православии искали чего-то не того, чего искал я, а о Паламе, Лосском или книге Иова ничего не слышавших. +++

у меня было то же самое, но отношение к богослужению сразу же было вправлено Николаем Кавасилой. а отчасти и примером Паламы, каким он был в жизни (Палама). а потом почти сразу стал замечать в богослужении "непогасшее" богословие того же паламизма.

сейчас я думаю, что если бы богослужение в 19 веке было бы общепонятным, то его бы сурово обкарнали. впрочем, на приходах его ведь и так обкарнали.

Date: 2010-01-09 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
У меня интерес к богослужению только от Вас появился.
Да, и Кавасилой я только через Вас заинтересовался. А в Татьянинском храме его тогда как раз издали.

Date: 2010-01-09 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
вот!))
даже хорошее не смогли принять из отравленного источника))

Date: 2010-01-09 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] obill.livejournal.com
Эффект неожиданности и отбор только неверных ответов.
Да и участников опроса отобрали выдающихся. Проверьте на своём окружении, ответы будут другие.

Date: 2010-01-09 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvm.livejournal.com
Это, да.

Но, вот, пожалуй без кого я бы точно не только никогда не перешел бы в ИПЦ, но даже, наверно, и не стал бы разбираться в сути споров, это без Болотова. Главное, что от него у меня осталось, это твердое ощущение небессмысленности и значимости истории Церкви и догматических разделений.

Date: 2010-01-09 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
ну вообще-то плещи я сама оч. долго не понимала.
Проблема на самом деле совершенно не в этом. когда я начинала ходить в церковь, читать молитвы, псалтирь, слушать богослужение, я кое-какие вещи понимала совсем не в их настоящем смысле, но я придавала им сама подходящий для христианства и благочестия смысл и потому нисколько в общем от их непонимания моя духовная жизнь,так скажем, не страдала. Если человек действительно имеет интерес к церковной жизни и стремление к Богу, то непонимание отдельных и даже многих ц.с. слов ему не помешает. В конце концов можно спросить у кого-то знающего. Словарь купить и грамматику это конечно хорошо, но это уже очень др. градус. Притом возникает вопрос: что это за вера такая "и до концов земли", если ее надо со словарем только изучать? - но, как я сказала выше, это вовсе не обязательно. Можно всю жизнь пробыть христианином, не зная, что такое плещи и вполне себе спастись. А я вот, напр., не только понимаю ц.с.,но и пишу на нем - и что?
Настоящая проблема не в знании ц.с., а в отсутствии настоящего интереса к христианству.

Что касается интервью, то, с одной стороны, это ужасно, но, с другой - теоретически, зачем рядовому человеку знать, что такое холокост? тем более молоденькой девушке или домохозяйке. Спросили бы у них про косметику лучше или про рецепты приготовления борща, и все было бы ОК. Как сказал Шерлок Холмс, "для моей работы мне не нужно знать, что солнце вращается вокруг земли, а не наоборот".

Date: 2010-01-09 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kassia-tatiana.livejournal.com
т.е., сорри, что земля вращается вокруг солнца, это ШХ думал, что наоборот :)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 04:06 am
Powered by Dreamwidth Studios