hgr: (Default)
[personal profile] hgr
поддерживающая терапия при DID

DID = Dissociative Identity Disorder (диссоциативное расстройство идентичности; это название хорошо по сути и стандартизировано в DSM-IV). старое название, принятое в МКБ-10, -- "множественное расстройство личности" (оно плохо тем, что при этом расстройстве как раз и нет единой личности, единого субъекта расстройства, а вместо этого есть в одном человеке множество личностей).

в рамках только приходского общения поставить такой диагноз невозможно, но священник может узнать о нем со стороны (напр., от самого больного) либо просто допускать возможность такого диагноза, имея дело с некоторыми странностями поведения больного.

известное правило о том, что больным категорически рекомендуется болеть только теми болезнями, на которые натасканы их потенциальные врачи, особенно применимо к DID. в США этот диагноз ставится, в среднем, с седьмого раза (после неудач лечения по неправильным диагнозам, связанным с параноидной шизофренией и/или аффективными расстройствами). в России вообще невозможна никакая статистика: в первой российской адаптации МКБ-10 (1998, кажется) этот раздел был вообще исключен, а в начале 2000-х появился, но, как мне удалось установить путем опросов психиатров, случаи диагностики DID у нас остаются единичными. поэтому получить свой диагноз для такого больного в России -- это вроде как выиграть в лотерею: теоретически возможно, но очень и очень теоретически. скорее всего, его так и будут всю жизнь безуспешно лечить нейролептиками и электрошоком (ЭСТ = электросудорожная терапия) от несуществующей шизофрении, пока либо не сделают овощем, либо он сам не плюнет на врачей. представления российских психиатров об этом предмете до сих пор, как правило, самые дремучие, хотя уже появились энтузиасты, которые несут свет просвещения в темные психиатрические массы.

тогда как при грамотном лечении (специальной терапии, немедикаментозной) прогноз при этом заболевании очень хороший, а как раз резистентность к нейролептикам при значительном сходстве симптомов с шизофренией (напр., характерны псевдогаллюцинации) -- косвенный довод в пользу диагноза DID. в рамках приходской жизни такую терапию развернуть нельзя, но приходская жизнь может давать ощутимый поддерживающий эффект.

эпидемиологические данные по DID в литературе очень сильно варьируются (статистики для России нет вовсе), но, во всяком случае, можно сказать, что считать это заболевание какой-то чрезвычайной экзотикой нельзя. мои собственные наблюдения таковы: из 100 с лишним ярко выраженных больных, с которыми мне приходилось иметь дело достаточно близко, у меня были 1 случай, когда я склонился к диагнозу "диссоциативное расстройство неустановленного характера" (такой диагноз подразумевает, что при более подробном обследовании может быть поставлен DID), 2 случая, когда я с уверенностью поставил DID, но лишь в качестве предварительного диагноза (было получено много косвенных данных, включая документальные фиксации "переключения" личностей, но не было соблюдено главное условие для окончательного диагноза: моего личного разговора хотя бы с еще одной из альтер-личностей), и 1 случай диагноза DID, поставленного по всем правилам. в двух случаях из четырех имелся предварительный опыт неудачного лечения от шизофрении (была выявлена резистентность к нейролептикам). гендерное распределение этих 4 случаев точно совпало со статистикой: 3/4 больных -- женщины. религиозные интересы отмечались в 2 случаях из 4, причем в 1 случае -- внутри нашего прихода.

самая характерная черта при этом заболевании, к сожалению, такова, что свойственна вообще почти всем прихожанам: ты разговариваешь, вроде как, с одним человеком, а потом в этом теле живет как будто другой человек -- которой того разговора или не слышал вообще, или понял как-то уж очень по-своему. отличие больных с DID в том, что у них это так и есть на самом деле. с ними тоже можно договариваться (и даже еще лучше, чем со здоровыми), но надо четко представлять себе, как там личности связаны друг с другом, и кто из них и с какой степенью надежности будет отвечать за данную сферу поведения. если этого про них не знать, то "мультипли" могут довести любого попа, пытающегося вникнуть в их проблемы. их способность воздействия на окружающих усиливается тем, что, привыкнув всегда жить в тесном коллективе внутри себя, они отличаются (это отмечено во всей литературе) повышенной чуткостью и пониманием окружающих.

косвенными признаками, позволяющими заподозрить DID (но все-таки еще не поставить диагноз), могут быть следующие (каждый следующий пункт в списке будет предполагать наличие всех предыдущих; чем больше пунктов набирается, тем ближе к диагнозу DID):

1. поразительно неадекватная реакция обычно адекватного человека (по-видимому, в непредсказуемых случаях); неадекватность часто носит инфантильный характер. -- в действительности у такой реакции м.б. тысяча причин, но у мультипля она будет обязательно.

2. наличие галлюцинаций и, особенно, псевдогаллюцинаций. -- по внешним признакам тут автоматически ставится синдром Кандинского-Клерамбо. -- в случае мультипля внешние признаки те же, но это не синдром К-К, а так называемая псевдопсихотическая симптоматика: мультипль видит не галлюцинации как таковые, а разные визуализации своей внутренней межличностной структуры или просто картинки из своей памяти, которые распределяются между разными альтер-личностями.

3. обилие и интенсивность диссоциативной симптоматики -- психогенной амнезии, состояний деперсонализации, иногда даже фуг. какое-то количество подобной симптоматики развивается в качестве вторичных симптомах при пограничных расстройствах (Borderline Personality Disorders) и при шизофрении по мере ее перехода в хронические формы, но особое изобилие такой симптоматики должно наводить на мысль о том, что она м.б. первичной, а не вторичной. впрочем, DID -- это лишь крайняя форма расстройств, принадлежащих к так наз. диссоциативному континууму, поэтому даже первичность такой симптоматики еще не доказывает DID. особенно подозрительны на предмет DID случаи "выпадения из жизни" на несколько часов: вот было утро, а сейчас вечер, но совершенно не вспомнить, где я был все это время -- кажется, что никакого времени не прошло. так же должно вызывать подозрения на DID, когда больной жалуется на то, что какие-то его действия совершает в нем как будто кто-то другой: на самом деле это м.б. не "как будто", а настоящий кто-то другой, т.е. другая альтер-личность. такого рода действия часто состоят в суицидальных попытках (ок. 70% больных DID имеют суицидальные наклонности; однако, риск завершенного суицида тут наименьший по сравнению с другими психическими заболеваниями, характеризующимися этой опасностью: чаще всего какая-нибудь из альтер-личностей успевает вовремя прибежать и предотвратить очередную суицидальную попытку, которая устраивается другой альтер-личностью).

4. резистентность к антипсихотикам и к ЭСТ. -- это устанавливается в том случае, если был опыт неудачного лечения от неправильно диагностированной шизофрении. антипсихотическое лечение тут и не может помогать, т.к. никакого психоза нет: все альтер-личности, взятые порознь, отнюдь не психотики. проблема лишь в том, как им жить друг с другом.

5. особенности поведения, которые могут указывать на "переключения" личностей (т.е. на переход контроля над телом от одной личности к другой): изменение даже не просто выражения лица, а самого лица -- внешность может скакать на десятки лет в разные стороны; изменения голоса, иногда очень резкие (вплоть до женского на мужской или наоборот); изменение родного языка (некоторые личности могут быть двуязычными или даже одноязычными, но с другим языком в качестве родного: при переезде в среду с другим языком общения мультипль может выучить новый язык за счет младенческих альтер-личностей, тем же способом, что и 3-летний ребенок); резкое изменение гендерного поведения (альтер-личности обычно бывают разного пола); и т.п.

DID достаточно часто (более половины случаев) сопровождается пищевыми расстройствами -- анорексией или булемией (из моих 4 случаев таких 2, по одному на каждое из обоих расстройств).

важная рекомендация для попа, если он достоверно знает о наличии DID: у большинства мультиплей есть детские и младенческие альтер-личности. если они есть, то именно они и будут по-настоящему определять религиозность мультипля в целом (что бы там ни говорили по этому поводу его взрослые личности). поэтому в общем обращение с мультиплем должно ориентироваться на стандарты, принятые в отношении прихожан в возрасте от 5 до 7 лет (хотя из этого правила есть исключения: мультипль может и должен исповедоваться, причем, у каждой личности будет отдельный список грехов; при назначении поста нужно учитывать общее состояние здоровья взрослого организма, особенно наличие или отсутствие пищевых расстройств).

достижение здоровья при DID (конечная цель терапии) -- это не обязательно интеграция, т.е. сведение всех личностей в одну. очень часто целесообразно остановиться на более ранней стадии -- так наз. сотрудничества, когда личностей существенно больше 1, но в отношениях между ними больше нет болезненных проблем. такое состояние тоже м.б. прочным. т.к. DID не является ни психозом, ни "пограничкой", то нет оснований считать признаком болезни сам факт наличия нескольких альтер-личностей.

Date: 2008-04-28 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mirandalina.livejournal.com
Можно детский вопрос? :) Как увязать DID с наличием у каждого человека одной души? Желательно, если можно, развёрнутый ответ.

Date: 2008-04-28 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
то, что изучает психиатрия, никак не соотносится с душой в религиозном смысле. личности в психологическом (психиатрическом) смысле -- это тело, а не душа.

а душа одна. духовная жизнь у мультипля общая. напоминает общежительный монастырь по Феодору Студиту, где добродетели и грехи одних переходят на всех.

Date: 2008-04-28 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ciling.livejournal.com
не из этих ли одержимых изгоняли бесов?

Date: 2008-04-28 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
из этих в том числе. но ни до чего хорошего не доизгонялись. об этом хорошо почитать Элленбергера, "Открытие бессознательного", т.1.

Date: 2008-05-02 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
хочу задать деликатный вопрос. Один клирик, якобы регулярно видит бесов (в том числе во время богослужений). Он же употребляет в больших дозах ладан для их прогнания и пр, причем рассуждает о разных бесогонных свойствах разных сортов ладана и пр. Что бы это могло быть, и с какой стороны можно бы подступиться к нему? В остальном в целом адекватен, разве что пребывает в молитвенной прелести (разговоры о духовности, благодати, которую всячески ощущает и пр.) и склонен к осуждению всех прочих клириков (т.е. именно всех, любое упоминание о любом из них тут же приводит к осуждению). Я пока это дело просто наблюдаю, но рано или поздно придется что-то делать.. Продолжается это уже лет пять, до того он молился усиленно, с видениями и пр. грубой галлюцинаторной симптоматикой. "any advice will be much appreciated"...

Date: 2008-05-03 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
уверен, что это параноидная шизофрения (или, если есть другая симптоматика, которая Вам неизвестна, но совместима с описанной, -- шизоаффективное расстройство). (конечно, я пока просто исключаю диагноз DID как крайне маловероятный при таких симптомах в сравнении с параноидной ш.).

возможно дальнейшее параноидное развитие -- типа бреда преследования. но, похоже, у него уже имеется и бред величия (впрочем, этого не утверждаю).

поведение более адекватное именно вследствие того, что расщепление не слишком усиливается, благодаря продуктивной симптоматике шизофрении.

в России бы его госпитализировали на 1,5 месяца и лечили бы нейролептиками. в США так надолго не госпитализируют, но на недельку-другую -- могли бы.

без лечения нейролептиками он не стабилизируется. пока этого нельзя сделать, хорошо бы довести его предварительный диагноз до сведения а) начальства, б) прихожан. если это священник, то его нельзя допускать к работе с прихожанами. если диакон или еще ниже, то это не так фатально.

Date: 2008-05-03 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
благодарю. к сожалению, лечить не удасться...

Date: 2008-05-03 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
изолировать хотя бы от влияния на людей...
(deleted comment)

Date: 2008-05-03 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
ну, тут есть надежда архиерею что-либо объяснить...

Date: 2008-05-03 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] areksi.livejournal.com
да. Просто я надеялся, что можно что-то сделать своими силами, жалко человека. Интересно, что тут первично именно индуцированное неправильной молитвенной практикой состояние, ночами молился и обязательно с психофизическими эффектами...

Date: 2008-05-03 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
трудно сказать, что тут первично. нужно знать очень подробный анамнез. но факт, что к подобной манере молиться тяготеют люди с плохими предпосылками...
(deleted comment)

Date: 2008-04-29 04:04 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
здесь виньетки, но с усиленной анонимизацией.

Date: 2008-04-29 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Спасибо. Любопытно.
(deleted comment)

Date: 2008-04-29 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
такое поведение не обязательно свидетельствует о DID.

вот еще будет о пограничных расстройствах. подождите.

DID

Date: 2010-12-07 12:32 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я - юрист. В настоящее время - адвокат. Очень давно, лет 15ть назад, мне встретился человек, которой точно знал, что у него DID. Он учился в МГУ, и ещё в молодости сам понял, что с ним происходит что-то не вписывающееся в рамки нормы. На кафедре психологии в МГУ ему кто-то, он не сказал кто, помог разобраться. Я абсолютно советская женщина, и для меня, в том числе, отсутствовала и психология. Во всяком случае в том виде, в котором я осознаю её сейчас.То, что он о себе рассказал - до меня дошло в полном объёме совсем недавно. Его уж и в живых нет.А я его помню. Но пишу я Вам потому, что у меня подзащитные, чаще всего нуждаются в квалифицированных психолого-психиатрических экспертизах. А их, не то, чтобы нет,а как бы на всех не хватает. Да и следователями и судьями воспринимаются их экспертизы на уровне - "вменяем", "невменяем". Чрезмерная психиатризация - не приветствуется. Последний мой подзащитный, со своими объяснениями о том, что он не помнит, что с ним произошло (произошло убийство) - в суде, судьёй, был прерван на полуслове: "Не помните, значит есть что скрывать". А мне мой подзащитный напомнил своими объяснениями того знакомого, правда тот был более образованным, более критичным и сильным, более масштабным. Этот, после того - "отражение на воде". Но, тем не менее,на мой взгляд, в нём присутствует что-то, что позволяет мне верить ему. Могу ли я поделиться с Вами этим случаем? На экспертизе, эксперты, просто разрешили ситуацию - признаваться надо, есть же свидетель. Возможности разобраться в том, что произошло с ним - у нас, по большому счёту, просто нет.И выхода у нас нет. Тупик.Я прошу о помощи, о совете.

приходская психология

Date: 2010-12-07 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nuhha.livejournal.com
Вот ведь, написала один раз, а никак не пойму где это я написала.Найти не могу свою запись. Решила повторить свою просьбу: можно ли Вам написать по поводу одной встречи с человеком, который считал, что страдает расщеплением личности или DID? Думаю, что он правильно считал. Дело в том, что с тех пор как я его выслушала, прошло много лет. Вдруг один мой подзащитный (я адвокат)вдруг зазвучал в своих рассказах примерно так же, как тот. Но его рассказ в суде засчитан как враньё и желание уйти от ответственности. Психиатры (эксперты) в своей экспертизе, кроме "вменяем" ничего не написали. В чём-то я верю своему подзащитному. Хотя привыкла я уже всех выслушивать с осторожностью, не впадая в особую экзальтацию. Однако, что-то мучает меня в этом случае и требует ясности перед осуществлением моей защиты. Помогите разобраться. Тупик у меня. Некого спросить. Всем всё ясно.

Re: приходская психология

Date: 2010-12-07 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
можно спросить, конечно.

hieromonk @ gmail.com

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 06:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios